0 р.
Оформить заказСтатья обновлена: 2022-12-12
Аккумуляторные батареи широко используются в авиационной отрасли. По назначению они делятся на аэродромные и бортовые АКБ, применяемые на борту летательных аппаратов. Часто они играют роль буферных и аварийных источников питания. От аккумуляторов работают:
проигрывающие устройства для пассажиров;
На летательных аппаратах применяются кислотные и щелочные аккумуляторы, соединяемые в батареи. Среди кислотных аккумуляторов для авиационной отрасли доминируют свинцово-кислотные модели, а среди щелочных АКБ – серебряно-цинковые и никель-кадмиевые. Ни один из видов ХИТ не соответствует на 100% современным требованиям. В разных условиях один из видов имеет преимущества перед другими, но в последние годы лучшими по большинству параметров остаются Li-ion аккумуляторы.
На летательных аппаратах используют свинцовые АКБ типа:
Первые цифры в маркировке соответствуют числу последовательно соединенных ячеек в сборке. Буквы расшифровываются так: А – авиационный, дополнительная А – с абсорбированным электролитом, С – стартерный, М – модернизированный, АО – аэродромного обслуживания. Число в конце маркировки соответствует номинальной емкости батареи в А·ч.
Батареи категории САМ рассчитаны на более высокую токоотдачу, чем модели класса А. По номинальной емкости модели категории А обеспечивают 10 часов работы, а батареи типа САМ – 5 часов. Модели категории А рассчитаны на работу на высоте до 15 км, при температуре от -50 до +50 °С. Батареи класса САМ работают на высоте до 17–18 км, а модели категории АСАМ – до 35 км и при любом положении в пространстве.
Ориентировочные характеристики свинцовых АКБ для авиации:
Среди щелочных батарей для авиации распространены модели 15СЦС-45Б – самолетные серебряно-цинковые АКБ, состоящие из 15 последовательно соединенных аккумуляторов и имеющие номинальную емкость 45 А·ч при 5-часовом режиме разряда. Их используют в роли аварийных источников питания при автономном запуске авиадвигателей, для питания электрооборудования самолета при отказе стартер-генератора, для обеспечения связи при неработающих двигателях. Как правило, на самолетах устанавливают 2 такие АКБ суммарной емкостью 80–90 А·ч.
Для таких батарей характерны:
Аккумуляторные батареи для авиационной отрасли имеют маркировку 20НКБН-25, 20НКБН-40. Число вначале указывает на то, сколько ячеек последовательно соединено в никель-кадмиевой безламельной намазной АКБ, а в конце значится ее номинальная емкость в А·ч. Такие батареи производятся в стальном корпусе, а ячейки изолируются друг от друга пленкой из винипласта.
Основные характеристики Ni-Cd аккумуляторов, применяемых в авиации, таковы:
Ученые России и других стран непрерывно работают над созданием новых перспективных аккумуляторов и улучшению характеристик существующих ХИТ. В основном исследования касаются литиевых АКБ разных подвидов. Многие виды литий-ионных батарей (LiMn2O4, LiNiCo, LiNMC, Li-Pol, LiFePO4) уже широко используются в авиации и других отраслях промышленности.
Новые разработки, такие как литий-воздушные (Li-O2) и литий-серные (Li-S) АКБ, подлежат завершающим лабораторным исследованиям и опытному производству. Также разрабатываются другие перспективные технологии: воздушно-цинковые (Zinc-Air, уже доступные потребителям, используемые в миниатюрных устройствах малой мощности), фторид-ионные (F-Ion), магниево-серные (Mg-S), натрий-ионные (Na-Ion).
От современных АКБ требуется:
Li-ion батареи обладают высокой удельной энергоемкостью (до 270 Вт·ч/кг). Они безопасны в использовании – при установке дополнительной системы защиты от перезаряда/переразряда и изоляции аккумуляторной батареи от внешней среды. К тому же, у них высокие нагрузочные характеристики, невыраженный «эффект памяти», высокое напряжение (у большинства подвидов – 3,6 В на элемент).
Они обеспечивают стабильную токоотдачу и относительно быстро заряжаются, выдерживают более 1000 рабочих циклов и имеют малый саморазряд. С точки зрения экологической безопасности литий-ионные АКБ более предпочтительны, чем модели на основе свинца или кадмия. Преимущественно Li-ion аккумуляторы в авиационной сфере используют на беспилотных летательных аппаратах в качестве основных и аварийных источников питания.
Читайте в предыдущей статье блога VirtusTec.ru об аккумуляторах для медицинского оборудования