0 р.
Оформить заказСтатья обновлена: 2022-02-14
Нередко у владельцев электровелосипедов появляется идея об установке 2-й аккумуляторной батареи. Чаще всего такое желание возникает после покупки бюджетного е-байка с недостаточно емкой батареей. Иногда не хватает и достаточно большой емкости АКБ, особенно при поездках в сложных условиях или на дальние дистанции. Поэтому дополнительную АКБ на e-bike чаще всего устанавливают райдеры, увлекающиеся велотуризмом, даунхиллом, ездой по пересеченной или горной местности.
В таких случаях возникает дилемма: заменить используемую батарею на более емкую модель или использовать в дополнение к ней еще одну АКБ. Если характеристики используемого накопителя энергии снизились из-за «старости» и естественного износа, оптимальной станет его замена. Если же батарея исправно и еще не отработала даже половины своего ресурса, но ее емкостные характеристики вас не устраивают, стоит подумать об установке дополнительной АКБ.
Перед тем, как подключить два аккумулятора на электровелосипед, нужно выбрать оптимальный вариант их соединения и использования.
Для увеличения суммарной емкости элементы питания соединяются параллельно – плюс к плюсу, минус к минусу. Напряжение соединяемых блоков должно быть одинаковым, и при параллельной схеме подключения его значение не меняется. Например, при соединении 2-х батарей напряжением 48 В и емкостью 36 Ач получаем общий источник питания на 48 В и 72 Ач.
Такой вариант подключения считается оптимальным (по сравнению с попеременным использованием), т.к. обеспечивает батареям более мягкие условия эксплуатации, без высоких токовых нагрузок. Разрядный ток распределяется на 2 АКБ, поэтому нагрузка на каждую из них снижается. Фактически несколько накопителей энергии используется как 1 большая сборка.
Но характеристики соединяемых параллельно аккумуляторов должны быть идентичными:
Емкость может различаться и выбирается с учетом необходимого увеличения дальности хода. Для безопасной эксплуатации к каждому аккумуляторному блоку присоединяется своя BMS плата. Накопленная электроэнергия в таком случае равномерно расходуется в обеих сборок.
Перед зарядкой аккумуляторные блоки разъединяются, и каждый из них подключается к своему зарядному устройству. Перед последующим подключением к электромотору важно проверить напряжение на обеих АКБ, чтобы оно совпадало, и только после этого соединять их.
[products ids='1232,1206,1206']
Если применить последовательное соединение (минус к плюсу), емкость сборки не изменится, а напряжение – суммируется. Такая необходимость может возникнуть при установке нового, более мощного мотора увеличенного вольтажа. Например, при замене электромотора с номинальным напряжением 24 В на модель 48 В можно последовательно соединить 2 АКБ по 24 В. На практике такие случаи – редкость. Обычно установка нового мотора сопровождается полной заменой накопителя энергии.
Кроме параллельного и последовательного соединения, возможен вариант независимого, попеременного использования 2-х батарей. Например, можно собрать 2 независимые схемы и запитать от них 2 мотор-колеса. Такой способ актуален для электровелосипедов с полным приводом.
Если мотор один, можно подключать АКБ к нему поочередно, через коммутацию переключателем. Иногда велосипедисты возят запасную батарею в рюкзаке или сумке и, когда нужно, устанавливают ее вместо севшего накопителя.
По сравнению с параллельным соединением, токовые нагрузки при поочередном подключении аккумуляторных блоков будут выше. В результате срок службы аккумуляторов уменьшится, особенно при питании мощных электромоторов. Зато не нужно строго соблюдать идентичность применяемых аккумуляторов – например, можно попеременно использовать Li-ion и LiFePO4 модель, старый и новый аккумулятор.
Монтаж 2-го аккумуляторного блока может быть выполнен в пространстве рамы, на багажнике, подседельном штыре, рулевой стойке. Подходящее место выбирается по нескольким критериям:
Для защиты от внешних факторов вместо аккумуляторных сумок лучше использовать жесткие ударопрочные корпуса с высокой степенью пылевлагозащиты.
Для параллельного соединения нужно добавить разъем для 1-й АКБ, организовать удлинитель для 2-й батареи, установить ее в выбранном месте и правильно подключить: положительные клеммы – в один вывод, отрицательные – в другой. Оба накопителя энергии должны быть в хорошем состоянии. Если использовать новый аккумулятор в параллели с изношенным источником питания, они оба быстрее выйдут из строя.
При подключении дополнительного аккумулятора важно учесть возрастание нагрузки на проводку, по которой передается электроэнергия, и использовать усиленные провода. Чтобы аккумуляторная схема была более эффективной, желательно устанавливать обе АКБ недалеко друг от друга и соединять короткими проводами. Если провода будут длинными, дополнительное сопротивление приведет к потере энергии.
В нашей предыдущей статье описан принцип работы контроллера Li-ion аккумулятора.