0
0
0

Как подключить два аккумулятора на электровелосипед?



Статья обновлена: 2022-02-14


Нередко у владельцев электровелосипедов появляется идея об установке 2-й аккумуляторной батареи. Чаще всего такое желание возникает после покупки бюджетного е-байка с недостаточно емкой батареей. Иногда не хватает и достаточно большой емкости АКБ, особенно при поездках в сложных условиях или на дальние дистанции. Поэтому дополнительную АКБ на e-bike чаще всего устанавливают райдеры, увлекающиеся велотуризмом, даунхиллом, ездой по пересеченной или горной местности.

В таких случаях возникает дилемма: заменить используемую батарею на более емкую модель или использовать в дополнение к ней еще одну АКБ. Если характеристики используемого накопителя энергии снизились из-за «старости» и естественного износа, оптимальной станет его замена. Если же батарея исправно и еще не отработала даже половины своего ресурса, но ее емкостные характеристики вас не устраивают, стоит подумать об установке дополнительной АКБ.

Как соединяют 2 аккумуляторные батареи?

Перед тем, как подключить два аккумулятора на электровелосипед, нужно выбрать оптимальный вариант их соединения и использования.

Параллельно

Для увеличения суммарной емкости элементы питания соединяются параллельно – плюс к плюсу, минус к минусу. Напряжение соединяемых блоков должно быть одинаковым, и при параллельной схеме подключения его значение не меняется. Например, при соединении 2-х батарей напряжением 48 В и емкостью 36 Ач получаем общий источник питания на 48 В и 72 Ач.

Такой вариант подключения считается оптимальным (по сравнению с попеременным использованием), т.к. обеспечивает батареям более мягкие условия эксплуатации, без высоких токовых нагрузок. Разрядный ток распределяется на 2 АКБ, поэтому нагрузка на каждую из них снижается. Фактически несколько накопителей энергии используется как 1 большая сборка.

Но характеристики соединяемых параллельно аккумуляторов должны быть идентичными:

  • одинаковый химический состав (в тандеме с Li-ion блоком используем Li-ion, с LiFePO4 – LiFePO4);
  • равный вольтаж.

Емкость может различаться и выбирается с учетом необходимого увеличения дальности хода. Для безопасной эксплуатации к каждому аккумуляторному блоку присоединяется своя BMS плата. Накопленная электроэнергия в таком случае равномерно расходуется в обеих сборок.

Перед зарядкой аккумуляторные блоки разъединяются, и каждый из них подключается к своему зарядному устройству. Перед последующим подключением к электромотору важно проверить напряжение на обеих АКБ, чтобы оно совпадало, и только после этого соединять их.

Последовательно

Если применить последовательное соединение (минус к плюсу), емкость сборки не изменится, а напряжение – суммируется. Такая необходимость может возникнуть при установке нового, более мощного мотора увеличенного вольтажа. Например, при замене электромотора с номинальным напряжением 24 В на модель 48 В можно последовательно соединить 2 АКБ по 24 В. На практике такие случаи – редкость. Обычно установка нового мотора сопровождается полной заменой накопителя энергии.

Поочередное применение, без соединения

Кроме параллельного и последовательного соединения, возможен вариант независимого, попеременного использования 2-х батарей. Например, можно собрать 2 независимые схемы и запитать от них 2 мотор-колеса. Такой способ актуален для электровелосипедов с полным приводом.

Если мотор один, можно подключать АКБ к нему поочередно, через коммутацию переключателем. Иногда велосипедисты возят запасную батарею в рюкзаке или сумке и, когда нужно, устанавливают ее вместо севшего накопителя.

По сравнению с параллельным соединением, токовые нагрузки при поочередном подключении аккумуляторных блоков будут выше. В результате срок службы аккумуляторов уменьшится, особенно при питании мощных электромоторов. Зато не нужно строго соблюдать идентичность применяемых аккумуляторов – например, можно попеременно использовать Li-ion и LiFePO4 модель, старый и новый аккумулятор.

Где установить дополнительную АКБ?

Монтаж 2-го аккумуляторного блока может быть выполнен в пространстве рамы, на багажнике, подседельном штыре, рулевой стойке. Подходящее место выбирается по нескольким критериям:

  • наличие свободного пространства, которое не планируется применять для установки других устройств и аксессуаров;
  • предпочтения и комфорт райдера;
  • правильная развесовка, равномерное распределение нагрузки на электровелосипед;
  • защищенность аккумуляторов от возможных повреждений.

Для защиты от внешних факторов вместо аккумуляторных сумок лучше использовать жесткие ударопрочные корпуса с высокой степенью пылевлагозащиты.

Как подключить?

Для параллельного соединения нужно добавить разъем для 1-й АКБ, организовать удлинитель для 2-й батареи, установить ее в выбранном месте и правильно подключить: положительные клеммы – в один вывод, отрицательные – в другой. Оба накопителя энергии должны быть в хорошем состоянии. Если использовать новый аккумулятор в параллели с изношенным источником питания, они оба быстрее выйдут из строя.

При подключении дополнительного аккумулятора важно учесть возрастание нагрузки на проводку, по которой передается электроэнергия, и использовать усиленные провода. Чтобы аккумуляторная схема была более эффективной, желательно устанавливать обе АКБ недалеко друг от друга и соединять короткими проводами. Если провода будут длинными, дополнительное сопротивление приведет к потере энергии.

В нашей предыдущей статье описан принцип работы контроллера Li-ion аккумулятора.

Комментарии