0
0
0

Какой аккумулятор для лодочного мотора лучше выбрать?

Какой аккумулятор для лодочного мотора лучше выбрать?

В вопросе, какой аккумулятор выбрать для лодки, катера или катамарана, первостепенную роль играют технические характеристики моделей. Лодочные АКБ должны иметь повышенную степень защиты от проникновения влаги – абсолютно герметичный корпус, кроме клапанов для сброса избыточного давления. Корпуса лодочных АКБ производятся из особо прочного пластика, устойчивого к появлению трещин и других нарушений структуры. Модели с повышенной защитой от внешних факторов устойчивы также к температурным перепадам.

Лодочные АКБ безопасны в эксплуатации и не вызывают аварийные ситуации на судне, чем выгодно отличаются от традиционных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. При выборе подходящей модели АКБ нужно учитывать факторы, влияющие на срок ее службы. Прежде всего, нужно рассчитать мощность, потребляемую всеми приборами на судне, и умножить на время их предполагаемой работы (в часах). Емкость АКБ берется с запасом – примерно в 4 раза выше суммарного суточного потребления энергии.

Типы лодочных АКБ

Чтобы выяснить, какой аккумулятор для лодочного мотора лучше, рассмотрим их типы:

  1. Стартерные – используются для быстрого запуска бензинового или дизельного мотора. Они не предназначены для сильных нагрузок, и их заряда не хватает надолго.
  2. Тяговые – отличаются стабильно высокой величиной тока, предназначены для длительной работы и не подвержены окислению. Представляют собой батареи глубокого разряда. Рассчитаны на увеличенное число циклов.
  3. Универсальные – выдают значительный пусковой ток, приспособлены для работы в роли источника питания глубокого разряда.

Какую АКБ для лодки выбрать по химическому составу?

В зависимости от химического состава, лодочные аккумуляторные батареи бывают свинцово-кислотные (WET), созданные по технологии AGM, гелевые (GEL), литий-ионные (Li-ion) и литий-железо-фосфатные (LiFePO4).

Свинцово-кислотные АКБ имеют утолщенные пластины электродов и включенные в состав специальные присадки. Такие АКБ дешевые, но имеют более низкий ресурс и по характеристикам уступают остальным моделям. Сила тока на клеммах снижается пропорционально емкости со временем, и при сильно разряженном состоянии свинцово-кислотная АКБ может выйти из строя.

AGM аккумуляторы – кислотные с абсорбированным в стекловолокно электролитом, необслуживаемые. Имеют увеличенный ресурс, выдерживают около 800 циклов заряд-разряд. Они более устойчивы к смене положения, но боятся глубокой разрядки и хранения в разряженном состоянии.

Гелевые АКБ более приспособлены для использования на лодках. В них благодаря специальным присадкам электролит сгущен до состояния геля. Такие модели выдерживают до 1000 циклов, имеют меньший саморазряд, менее уязвимы перед глубоким разрядом, способны выдавать значительный пусковой ток даже в разряженном состоянии и могут использоваться в холода, не теряя мощность (но при экстремально низких температурах гель замерзает!).

Отличные эксплуатационные характеристики демонстрируют литий-ионные АКБ. Они быстро заряжаются, не нуждаются в обслуживании, имеют компактные размеры, легкий вес и защиту от перезаряда. Дополнительные преимущества Li-ion аккумуляторов – высокая энергоемкость и низкий процент износа (около 10% в год). Единственный их недостаток – высокая стоимость, но она окупается в процессе эксплуатации аккумулятора.

Превосходят их по характеристикам только литий-железо-фосфатные АКБ – LiFePO4. Они имеют высокую производительность, увеличенную плотность энергии, впечатляющий ресурс – более 2000 циклов заряд-разряд. LiFePO4 аккумуляторы быстро заряжаются, разряжаются высоким током без потери емкости и имеют широкий диапазон рабочих температур.

Дополнительные критерии при выборе АКБ для лодки или катамарана

Чтобы определиться, какой аккумулятор для лодочного электромотора лучше подходит для конкретных условий эксплуатации, стоит учесть также:

  1. Напряжение. Бывают модели на 12, 24, 36 и 48 В. Для получения большего вольтажа можно последовательно соединять АКБ с меньшим напряжением.
  2. При выборе емкости – мощность мотора и остальных приборов, установленных на судне. Приблизительное потребление электромотора – 1 А на фунт мощности двигателя. Если мотор имеет мощность (упор) 25 фунтов, АКБ емкостью 50 Ач ему будет достаточно на 2 часа работы на предельной скорости, а на низкой скорости – в разы дольше. Обычно на 45 кг массы судна берется 2 фунта тяги + 10% запас. Аккумулятор подбирается так, чтобы обеспечить 2 часа работы на полной мощности хода.
  3. Вес. Оптимальная масса АКБ – до 20 кг, чтобы она не препятствовала управлению.

Аккумулятор должен быть необслуживаемым, герметичным, с минимальным саморазрядом.

Предлагаем к прочтению еще одну познавательную статью – о том, как проверить состояние тяговой АКБ.

Перейти в раздел аккумуляторов для лодочного электромотора

Комментарии