0 р.
Оформить заказСтатья обновлена: 2023-02-13
Для питания лодочных электромоторов предназначены тяговые АКБ в герметичном исполнении, устойчивые к воздействию воды, вибрациям, систематическим глубоким разрядам и жестким условиям эксплуатации. Наилучшие характеристики – стабильную токоотдачу, большой запас емкости при легком весе, большой циклический ресурс, высокий КПД, химическую и термическую стабильность – имеют литиевые батареи подвида LiFePO4. Их собирают из нескольких одинаковых аккумуляторов призматической или цилиндрической формы.
Сборка аккумулятора для лодочного электромотора выполняется по предварительно выбранной схеме, которая зависит от необходимых значений генерируемой мощности, емкости и напряжения АКБ. Характеристики батареи выбирают с учетом параметров лодки или катера, особенностей их использования, мощности (упора, тяги) электромотора и требуемого времени его работы на 1 заряде.
Чтобы собрать АКБ для лодочного мотора, нужны:
Количество элементов питания зависит от их характеристик и параметров, которыми должна обладать собираемая аккумуляторная батарея. Независимо от типоразмера, все аккумуляторы с типом химии LiFePO4 имеют номинальное напряжение 3,2 В, но разную емкость. Например, цилиндрические аккумы Green форм-фактора 46160 имеют номинальную емкость 25 Ач, а призматические модели 30208170 – 100 Ач.
|
|
Для набора нужной емкости и уровня токоотдачи элементы соединяют параллельно. Затем полученные группы соединяют последовательно в количестве, необходимом для набора заданного вольтажа. К примеру, при использовании ячеек-призматиков 30208170 для сборки батареи на 12 В и 100 Ач уместна схема 4S1P. Это значит, что для сборки батареи нужно 4 таких элемента, которые будут соединены последовательно для получения номинального напряжения 3,2х4=12,8 В. Незначительное отклонение от стандартного вольтажа 12 В не критично.
Аналогично, если использовать призматические ячейки типоразмера 4014898 (емкость каждой – 70 Ач) для сборки аккумуляторной батареи LiFePO4 напряжением 24 В и емкостью 140 Ач, подойдет схема 7S2P или 8S2P. Она подразумевает использование 14 или 16 таких элементов. Их нужно вначале соединить попарно для удвоения емкости и токоотдачи, а затем выполнить последовательное соединение для набора вольтажа.
В таблице приведены варианты схем, часто используемых при сборке АКБ для лодочных электромоторов, и количество входящих в их состав элементов:
Схема |
4S1P |
4S2P |
7S1P |
7S2P |
8S1P |
12S1P |
Количество элементов в сборке |
4 |
8 |
7 |
14 |
8 |
12 |
Какой емкостной запас нужен батарее для лодочного электромотора – зависит от общего потребления электроэнергии и оптимального времени работы энергозависимых устройств на 1 заряде АКБ. Для примерного расчета суммарное энергопотребление работающих от батареи устройств умножают на требуемое время их работы за 1 цикл разряда. К полученному значению добавляют, как минимум, еще 20%.
Усредненное энергопотребление лодочных электромоторов на полном ходу составляет 1 А на каждый фунт упора. При использовании мотора в более экономичном режиме потребление снижается, и запасенная в батарее энергия расходуется в разы дольше. В среднем на 45 кг массы лодки необходимо 2 фунта упора плюс запас 10%. Батарея при этом должна обеспечивать минимум 2-часовую автономность на 100% мощности.
Кроме объемов потребления энергии и заданного времени работы АКБ без подзарядки, при выборе емкости важны особенности эксплуатации водного транспорта. Так, для систематического передвижения между несколькими точками лова на резиновой или ПВХ лодке с движком на 20–40 фунтов можно собрать АКБ на 80–100 Ач. Но лучше увеличить емкость, если вы практикуете троллинг на электромоторе или продолжительную рыбалку, используете электронный якорь или посещаете водоемы с течением.
Для удобного использования готовой аккумуляторной батареи на маломерных судах используют специальные кейсы из пластика или металла. В продаже есть боксы и корпусы под АКБ разных размеров, ударопрочные и герметичные, с ребрами жесткости, практичными ручками и ремнями для переноски. У многих моделей сверху предусмотрена установка ваттметра для удобного мониторинга рабочих параметров и остаточного уровня заряда АКБ.
|
|
|
Есть герметичные и условно водонепроницаемые кейсы с замками из полипропилена или двухшаговыми замками-защелками и модели, максимально защищенные от проникновения воды, например, предусматривающие заварку пластиком. Большой выбор влагозащищенных кейсов позволяет найти модель с нужным классом пыле- и влагозащиты (например, IP67) оптимальных размеров и конструкции.
Комплектующие для сборки аккумуляторов для лодочных моторов и другой техники можно посмотреть в каталоге VirtusTec.ru. Здесь представлены не только готовые АКБ нашего производства, но и необходимые компоненты для самостоятельной сборки аккумуляторных батарей.
В частности, у нас можно выбрать и заказать по отличным ценам аккумуляторы Li-ion и LiFePO4 разных форм-факторов, БМС платы защиты, никелевую ленту, широкую термоусадочную трубку, ваттметры, индикаторы заряда, корпусы для АКБ и другие компоненты. Доставка товаров нашего интернет-магазина осуществляется по всей России.
Ранее мы опубликовали статью о том, как правильно использовать Li-ion батарею.