Лучшие лодочные аккумуляторы
Аккумулятор на водном транспорте обеспечивает питание мотора в условиях постоянной качки, повышенной влажности и удаленности от электросети. Поэтому главными требованиями к лодочным АКБ выступают устойчивость к вибрациям, эффективное выполнение своих функций, способность подолгу выдавать высокие разрядные токи и длительно находиться в рабочем состоянии без необходимости в подзарядке.
Стартерные аккумуляторы обеспечивают первоначальный пуск двигателя, но не выдерживают частые разрядные нагрузки и неспособны обеспечивать долговременное питание мотора. Поэтому лучшие лодочные аккумуляторы – тяговые. Они способны подолгу выдавать большие разрядные токи, обеспечивая стабильную работу электромотора, бортовых систем, осветительных приборов и других устройств. Тяговые АКБ устойчивы к глубокому разряду и рассчитаны на значительное число циклов разряд-заряд.
Виды аккумуляторов для водного транспорта
Чтобы выяснить, какой аккумулятор лучше для лодочного мотора, рассмотрим существующие виды и их особенности:
- Свинцово-кислотные AGM батареи. Производятся на основе абсорбированного стекловолокна – спрессованного пористого материала с небольшим содержанием кислоты. Эти источники питания не требуют обслуживания. Выдерживают порядка 800 циклов разряд-заряд. По сравнению с обычными свинцово-кислотными аккумуляторами, у них значительно снижен риск сульфатизации электродов. Основные недостатки AGM батарей – тяжеловесность, чувствительность к повышенному напряжению и негативное влияние глубоких разрядов (ниже 30%) на эффективность работы АКБ.
- Свинцово-кислотные GEL батареи. Имеют герметичный корпус с находящейся внутри гелеобразной жидкостью. Необслуживаемые. Имеют незначительный саморазряд при простое – до 5% в месяц. Выдерживают глубокие разрядки и температуры от -30 до +60 °С. Устойчивы к вибрациям. Рассчитаны примерно на 1000 рабочих циклов. Основные недостатки – тяжеловесность, чувствительность к превышению разряда (ниже 25%), необходимость особой утилизации.
- Литиевые (LiFePO4) – на текущий момент лучшие тяговые аккумуляторы для лодочных моторов. Имеют легкий вес и большую емкость, обеспечивают высокие разрядные токи и не боятся глубоких разрядов. Использование литий-железо-фосфатного аккумулятора решает проблему тяжелого снаряжения лодки без снижения технических характеристик АКБ. Литиевые аккумуляторы выигрывают у AGM и GEL батарей по всем параметрам, кроме цены. Но в процессе эксплуатации LiFePO4 батареи затраты на ее приобретение всегда окупаются. Батареи этого типа быстро заряжаются, выдерживают до 2000 циклов разряд-заряд, отличаются термической стабильностью, высокой безопасностью и устойчивостью к сложным условиям эксплуатации. Литиевые АКБ для лодок и катеров выполняются в виде ящика с удобной складной ручкой. Они удобны для переноски, не боятся переворачивания, компактно размещаются в лодке и не продавливают днище. Корпус выполняется из прочного, устойчивого к ударам пластика и усиливается стальным каркасом.
Критерии выбора
Чтобы выбрать лучший аккумулятор для лодочного электромотора, нужно учесть мощность, вольтаж мотора и среднее время его работы. Тяговые АКБ для водного транспорта рассчитаны на напряжение 12В. Если электромотор имеет режим питания в 24В, то ему необходима пара последовательно соединенных батарей на 12В. Необходимая емкость рассчитывается с учетом мощности всего оборудования, которое будет получать питание от аккумуляторной батареи, и необходимого времени работы АКБ до ее последующей подзарядки.
Важно учесть, что в процессе эксплуатации батареи ее емкость постепенно уменьшается. Поэтому нужно выбирать источник питания с запасом по емкости. Расход электроэнергии зависит от многих факторов. Один из них – скорость движения. При максимальной скорости батарея разряжается быстрее, чем при движении на умеренных скоростях. Дополнительные критерии при выборе АКБ в лодку – время подзарядки, герметичность, устойчивость к внешним воздействиям, масса, размеры, пусковой ток.
В нашей предыдущей статье приведены краткие рекомендации по выбору аккумуляторов типоразмера 18650.