0 р.
Оформить заказСтатья обновлена: 2019-08-22
При езде на электросамокате райдеру не приходится отталкиваться ногой, как на обычном самокате. Вращение ведущего колеса обеспечивает электрический двигатель, который получает энергию от аккумуляторной батареи. От того, какая АКБ стоит в электросамокате, зависит комфорт использования транспортного средства и его технические параметры:
Для установки на средства индивидуальной мобильности всевозможных типов – от моноколес и гироскутеров до электровелосипедов и электромобилей – подходят легкие и компактные батареи с высокой удельной емкостью. От них требуется обеспечивать солидную дальность хода без значительного утяжеления конструкции.
Дополнительными требованиями являются:
По соотношению всех характеристик лучший выбор АКБ для электросамокатов и других видов транспорта на электротяге – это литий-ионные батареи. Они бывают 2-х основных типов: Li-ion и LiFePO4. Но фактически литий-железо-фосфатные батареи – это особый подвид литий-ионных моделей с катодом из фосфата железа и некоторыми отличиями в характеристиках.
Критерий сравнения |
Li-ion |
LiFePO4 |
Номинальное напряжение |
3,6–3,7 В на элемент |
3–3,3 В на элемент |
Диапазон рабочих напряжений |
От 2,5–3 В в разряженном состоянии до 4,25–4,35 В в полностью заряженном виде. |
2–3,6 В |
Температурный диапазон |
Допустимый – от -20 до +50 °С, оптимальный – от +15 до +25 °С. При низких температурах емкость уменьшается. |
Допустимый – от -30 до +50 °С. Незначительное снижение емкости при использовании на морозе. |
Циклический ресурс |
Около 1000 циклов |
2000–5000 циклов |
Чувствительность к перезаряду и глубокому разряду |
Высокая. Для защиты от перезаряда, критического разряда и других опасных состояний обязательно используется BMS плата. |
Ниже. При выходе напряжения за допустимые пределы происходят внутренние изменения, но аккумуляторы остаются работоспособными. Для поддержания оптимальных условий эксплуатации также используются BMS платы. |
Стабильность напряжения при разряде |
Ниже |
Выше |
Масса и размеры АКБ с одинаковыми рабочими характеристиками |
Меньше |
Больше |
Безопасность использования |
Высокая, но при прокалывании батареи и в других случаях разгерметизации возможно возгорание, а при долгом хранении в разряженном состоянии АКБ вздувается и становится непригодной к использованию. |
Максимально высокая. Даже при прокалывании и других механических повреждения возгорание не происходит. Наблюдается только разогрев АКБ и появление дыма. |
По сочетанию легкого веса и высокой емкости лучшим выбором становятся Li-ion батареи. Но для установки на мощные электросамокаты и транспорт для зимних поездок стоит купить АКБ типа LiFePO4. Они немного тяжелее остальных литий-ионных моделей, но выдерживают более высокие токовые нагрузки и лучше приспособлены для эксплуатации в жестких условиях.
Кроме типа батареи нужно выбрать подходящие значения емкости и напряжения. На заказ можно собрать АКБ с любыми характеристиками, которые зависят от схемы соединения элементов в сборке. Для получения необходимой емкости элементы питания соединяются параллельно, а для набора напряжения – последовательно.
При выборе АКБ для электросамокатов важно найти баланс между достаточно большой мощностью и легким весом. Пространство под декой у большинства электросамокатов не рассчитано на установку массивной батареи, поэтому при выборе АКБ важно учитывать размеры батарейного отсека. В случаях, когда мощности одной АКБ и обеспечиваемой ею дальности хода недостаточно, можно установить дополнительную батарею на рулевую стойку.
На электрические самокаты ставятся литиевые АКБ напряжением 24, 36, 48, 60 В – в зависимости от характеристик используемого мотора и контроллера управления. Емкость также бывает разной и выбирается в зависимости от необходимой дальности хода на 1 заряде. В таблице приведены некоторые схемы сборки АКБ для е-самокатов и их рабочие параметры.
Схема сборки |
Используемые элементы питания |
Вольтаж батареи |
Емкость батареи – диапазон, в зависимости от емкости используемых в сборке элементов |
Продолжительный ток разряда |
6S2P |
Li-ion (18650) |
24 В |
5,2–6,4 Ач |
20 А |
6S3P |
Li-ion |
24 В |
7,8–9,6 Ач |
20 А |
8SXP |
LiFePO4 |
24 В |
10–30 Ач |
25 А |
10S2P |
Li-ion |
36 В |
5,2–7 Ач |
22 А |
10S3P |
Li-ion |
36 В |
7,8–10,5 Ач |
22 А |
10S4P |
Li-ion |
36 В |
10,4–14 Ач |
22 А |
10S5P |
Li-ion |
36 В |
13–17,5 Ач |
22 А |
13S4P |
Li-ion |
48 В |
10,4–14 Ач |
25 А |
13S5P |
Li-ion |
48 В |
13–17,5 Ач |
25 А |
13S8P |
Li-ion |
48 В |
25,6–28 Ач |
25 А |
14S10P |
Li-ion |
48 В |
2,6–3,5 Ач |
25 А |
16S6P |
Li-ion |
60 В |
15,6–21 Ач |
30 А |
16S9P |
Li-ion |
60 В |
23,4–31,5 Ач |
30 А |
16S11P |
Li-ion |
60 В |
28,6–38,5 Ач |
30 А |
На электросамокатах разных моделей используются АКБ, собранные по разным схемам. Например, на модели ZAXBOARD ES-8i стоит литий-ионная батарея, созданная по схеме 10S3P, а на электросамокате Eltreco Iconic GL – 13S4P. При замене аккумуляторной батареи можно увеличить емкость, не меняя схему сборки ячеек. Для этого достаточно взять элементы питания с большей емкостью.
Ранее в блоге VirtusTec вышла статья о сборке аккумуляторной батареи для электровелосипеда.