г. Москва, ул. Космонавта Волкова д,12

Топ-5 ошибок при пайке аккумуляторных сборок и как их избежать

АКБ Li-ion 48 Вольт 13S2P (35,1-54,6В)Сборка аккумуляторной батареи из ячеек 18650 или другого форм-фактора – это интересное и полезное занятие. Главное – учесть возможные ошибки и не допускать их, чтобы избежать повреждения аккумуляторов и других рисков. При использовании качественных компонентов и четком соблюдении технологии сборки Li-ion батареи радуют высокой эффективностью и долгим сроком службы.

Собрать литий-ионную АКБ можно для разных устройств, например, для портативного электроинструмента, источника бесперебойного питания, переносной зарядной станции, электросамоката, электровелосипеда и т.д. Схема соединения ячеек (универсальное обозначение – xSyP) может быть любой и зависит от того, во сколько раз нужно увеличить значения их напряжения (коэффициент x) и емкости (коэффициент y).

Для увеличения напряжения используется последовательное соединение (S), для суммирования емкости и возрастания допустимых токовых нагрузок – параллельное (P). Если же нужно нарастить и вольтаж, и емкость, используется смешанная схема (xSyP). Например, элементы питания вначале соединяют параллельно, а затем полученные линии – последовательно. На первый взгляд все просто, и это действительно так. Но есть некоторые нюансы, которые важно учитывать при проектировании и изготовлении литиевых АКБ.

Ошибка №1 – некачественные компоненты

Характеристики собираемой Li-ion батареи во многом зависят от параметров используемых компонентов:

  1. Аккумуляторы (ячейки). Для электрического соединения в аккумуляторную батарею нужны незащищенные элементы питания (без собственных плат защиты) с подходящим типом химии. Например, высотоковые INR, IMR, NCR, IFR ячейки отлично подходят для питания мощных устройств и устойчивы к перегреву при высоких токовых нагрузках. Если же вместо большой токоотдачи нужна высокая плотность энергии, предпочтительны емкостные ICR ячейки.

В любом случае, аккумуляторы должны быть одинаковы по всем параметрам – от типоразмера до формулы катодного материала и значения внутреннего сопротивления. Желательно использовать ячейки из одной партии. И даже в этом случае их нужно тщательно тестировать, отбирая полностью идентичные. Использовать старые элементы питания не рекомендуется, т.к. собрать из них емкую и долговечную батарею не получится. Со временем Li-ion аккумуляторы теряют исходные характеристики, даже если они не использовались и не выработали свой ресурс.

  1. Лента никелевая 2P 0,2мм, никельНикелевая лента или провод для электрического соединения. Ленту желательно брать из чистого никеля, а не из никелированной стали. Иначе из-за большего электрического сопротивления при зарядке и разрядке АКБ будет выделяться больше тепла, а высокие температуры Li-ion аккумуляторам не полезны. Также важно выбирать размеры никелевых полос по номиналу тока. Если используете провод, тоже берите достаточно толстый, соответствующий будущим нагрузкам – с 3-кратным запасом относительно расчетного значения.
  2. BMS плата. Защитную плату нужно выбирать по типу соединяемых элементов (Li-ion или LiFePO4) и количеству последовательных соединений в сборке, с учетом рабочего тока и допустимых пиковых нагрузок. Например, если вы собираете АКБ из высокотоковых Li-ion ячеек, диапазон их рабочих напряжений составляет от 2,55–2,75 до 4,2 В на элемент, долговременный рабочий ток может достигать 10С, а кратковременные нагрузки – 30С. Если батарею из таких элементов оснастить БМС платой с меньшими значениями допустимых токов, при повышенных нагрузках она будет понапрасну уходить в защиту и не даст полноценно использовать возможности АКБ.

Ошибка №2 – нарушение технологии сборки

Один из самых распространенных и спорных вопросов – можно ли паять аккумуляторные «батарейки» Li-ion типа? Если выбирать между паяльником и аппаратом для точечной сварки, предпочтителен второй вариант. Пайку использовать нежелательно, чтобы не перегревать ячейки, т.к. перегрев нарушает их внутреннюю структуру, снижает технические характеристики и даже может спровоцировать возгорание.

Но можно ли паять аккумуляторы 18650 и других форм-факторов так, чтобы не навредить им и себе? При отсутствии аппарата для контактной сварки это допустимо, но только так, чтобы и ячейки не перегревались, и соединения получались надежные, без проблем выдерживающие рабочие токи. Будьте внимательные и аккуратны при соединении контактов. Четко следуйте выбранной схеме. Чтобы исключить риск короткого замыкания, исключите случайные касания контактов никелевыми полосами.

Ошибка №3 – проблемы с пайкой аккумуляторов

В вопросе, как правильно паять аккумуляторы 18650 или другого типоразмера, есть несколько важных моментов:

  1. Чистота соединяемых поверхностей, отсутствие на них пыли, окислов, признаков коррозии и других загрязнений. Для очистки контактов и никелевых полос можно воспользоваться специальным очистителем или изопропиловым спиртом.
  2. Нанесение на контакты флюса – для качественной адгезии и недопущения появления окислов.
  3. Использование проверенных припоев, табу на сомнительные сплавы. Это важно для получения хорошего контакта, надежных и долговечных соединений, профилактики коррозии и распайки под нагрузкой.
  4. Корректная дозировка припоя – использование минимально необходимого количества, с постепенным нанесением. В таком случае и контакт будет хорошим, и не будет избыточного припоя, провоцирующего КЗ. На плюсовые клеммы можно предварительно наклеить кусочки изоленты с предварительно прорезанными отверстиями в местах пайки, чтобы исключить попадание припоя на окружающие области.
  5. Пайка мощным паяльником (100 Вт и более) с крупным медным жалом и опцией контроля температуры. Иначе нагрев будет медленным, и возрастет риск перегрева.
  6. Секундные касания жала – чтобы исключить распространение тепла вглубь ячеек.

Ошибка №4 – непродуманная схема соединения ячеек

Лента никелевая 4PПеред непосредственной пайкой или точечной сваркой литиевых элементов нужно продумать, как их лучше расположить для реализации выбранной схемы. Это особенно важно, если будущая батарея должна поместиться в имеющийся корпус или аккумуляторный отсек.

При последовательной коммутации элементов положительная клемма каждой предыдущей ячейки соединяется с отрицательной клеммой последующей. При параллельном соединении коммутируются однополюсные клеммы всех ячеек. Для реализации смешанных схем есть 2 метода:

  1. Вначале выполняются последовательные соединения, а затем полученные цепочки соединяют параллельно.
  2. Вначале составляют линии-параллели, а потом их соединяют последовательно.

Например, мы собираем Li-ion батарею из цилиндрических ячеек типоразмера 18650 номинальным напряжением 3,7 В и емкостью 3500 мА·ч. Чтобы получить вольтаж 48 В и емкость 14 мА·ч, используем схему сборки 13S4P. Значит, для формирования аккумуляторного блока с такими параметрами нужно последовательно соединить 13 серий, в каждой из которых параллельно соединено 4 ячейки. Суммарно нужно корректно расположить и соединить 13х4=52 ячейки. Делаем это так:

  1. Размещаем первую серию из 4 ячеек плюсовыми контактами вверх. Для удобства используем холдеры.
  2. Вторую серию из 4 ячеек устанавливаем ниже первой, минусовыми клеммами вверх.
  3. Продолжаем в аналогичной последовательности: все нечетные линии устанавливаем, как первую, все четные – как вторую.
  4. Нарезаем никелевые полосы нужной длины.
  5. Выполняем электрическое соединение ячеек. Вначале соединяем четверки-параллели, а затем последовательно объединяем их в единую АКБ. Соединяем минусовой вывод 1-й четверки-параллели с плюсовым выводом 2-й четверки, затем минусовой вывод 2-й линии – с плюсовым выводом 3-й четверки-параллели и т.д.
  6. Присоединяем БМС плату.

Ошибка №5 – пренебрежение рисками

При сборке АКБ необходимо соблюдать правила безопасности. Работать нужно в очках, диэлектрических перчатках и маске для лица, в помещении с нормальной вентиляцией, на чистом столе с хорошим освещением и удобным расположением всех необходимых инструментов, комплектующих и расходных материалов. Важно строго соблюдать требования к быстрой пайке и идентичности соединяемых ячеек, следить за соблюдением полярности, быть внимательным и сосредоточенным.

АКБ Li-ion 11,1 Вольт 3S7P (8,1-12,6В) 18,2 A*ч - 45,5A*чНа собранную батарею необходимо установить подходящую по всем параметрам BMS плату. Перед эксплуатацией аккумуляторную батарею важно протестировать: проверить, как она ведет себя при зарядке и питании нагрузки, не перегревается ли, выдает ли расчетную емкость. Для защиты от внешних воздействий готовую литиевую АКБ нужно поместить в термоусадочную трубку большого диаметра и в прочный корпус. Его можно купить или напечатать на 3D принтере.

Выводы

Итак, мы привели наиболее важные рекомендации о том, как нужно и как не нужно собирать «батарейки» Li-ion типа. Залог успеха в этом деле зависит от 3 основных составляющих: качественные комплектующие с подходящими параметрами + правильно подобранная схема + соблюдение технологии сборки.

Что касается непосредственно пайки, она допустима, но только при условии кратковременного (секундного) воздействия на контактные площадки Li-ion элементов. Иначе, в лучшем случае, нагрев приведет к снижению рабочих характеристик аккумуляторов, а в худшем – произойдет тепловой разгон и возгорание перегретой ячейки.

Ранее в блоге VirtusTec.ru вышла статья о тяговых батареях для складской техники со сравнением гелевых и литиевых моделей.

  • Статья обновлена: 04 августа 2025 г.
  • 04 августа 2025 г.
  • 52 просмотра
  • 0 комментариев
Следующая
Самодельный аккумуляторный пакет из 18650 батарей
Самодельный аккумуляторный пакет из 18650 батарей
RU Москва