Аккумулятор для скутера: кислотный, гелевый или литиевый
На рынке представлены АКБ разных типов, различающиеся по рабочим характеристикам и технологиям производства. Для запуска топливных двигателей скутеров с кнопки предназначены стартовые аккумуляторы. Обычно это модели емкостью 4–12 А·ч, обеспечивающие пусковой ток от 50 до 150 А. Для обеспечения стабильного питания электромоторов используют тяговые АКБ с достаточными значениями емкости и мощности. Также в продаже есть универсальные батареи, способные выдавать достаточно большие пусковые токи и в то же время устойчивые к глубоким разрядам при работе в циклическом режиме.
Типы аккумуляторов для скутеров
По технологии производства АКБ для скутеров бывают:
- Простейшие свинцово-кислотные с жидким электролитом (WET) – иногда используются в роли стартовых аккумуляторов. Они дешевые, но чувствительны к вибрациям и нуждаются в регулярном обслуживании: контроле уровня электролита и доливке дистиллированной воды. На 2-колесный транспорт такие батареи ставить нежелательно из-за риска протечки электролита при опрокидывании.
- Усовершенствованные кислотные аккумуляторы для скутеров – герметичные, необслуживаемые. Их характеристики улучшены благодаря использованию усиленных пластин, антивибрационных креплений и гелеобразного (у GEL) или впитанного в стекловолокно электролита (у AGM-моделей). Такие АКБ не требуют обслуживания, не боятся вибраций и не склонны к протечке электролита. AGM-аккумуляторы обычно используют в качестве стартовых моделей на бензиновых скутерах, т.к. они обеспечивают высокий пусковой ток. Гелевые АКБ – это уже модели тягового типа, которые подходят для установки на электроскутеры. Их ресурс достигает 700 циклов.
- Литий-ионные (Li-ion) – легкие и компактные батареи, не требующие обслуживания. С их помощью можно и запускать бензиновый двигатель, и обеспечивать питание электромотора и дополнительного оборудования (бортовой оптики, сигнализации, системы подогрева и пр.). Такие АКБ не утяжеляют транспорт, т.к. при идентичных значениях напряжения и емкости они в разы легче и компактнее кислотных аналогов, включая гелевые аккумуляторы для скутера. К тому же, ресурс Li-ion батарей достигает 1000 циклов. В качестве тяговых АКБ они хорошо подходят для электроскутеров малой и средней мощности – до 800–1000 Вт. На морозе Li-ion аккумуляторы временно теряют емкость, поэтому перед зимними покатушками их желательно утеплить или снабдить системой подогрева.
- Литий-железо-фосфатные (LFP, LiFePO4) – особый подвид Li-ion батарей, известный своей надежностью, устойчивостью к глубоким разрядам, морозостойкостью и долговечностью. По удельной емкости LFP аккумуляторы немного уступают другим Li-ion моделям, зато они лучше выдерживают высокие нагрузки, не теряют емкость на морозе, служат более 2000 циклов, не снижают характеристики из-за полного разряда и абсолютно не склонны к возгоранию. Поэтому на электроскутеры лучше всего устанавливать именно батареи подвида LiFePO4, особенно если мощность электромотора ≥1000 Вт.
Выводы
На бензиновые скутеры чаще всего ставят необслуживаемые кислотные аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM или GEL, а на 3-колесные модели – обычные обслуживаемые модели с жидким электролитом. Литиевые АКБ – это, как правило, привилегия тюнингованного транспорта с ДВС. Что касается скутеров с электроприводом, их оснащают тяговыми батареями – гелевыми или литиевыми, в зависимости от класса техники. Литиевый аккумулятор для скутера или электроскутера – самый компактный и легкий, в то же время он самый долговечный и энергоэффективный.
Поэтому при выборе комплектации персонального электротранспорта предпочтительны литиевые батареи, а при замене кислотного аккумулятора стоит подумать о переходе на литий. Хотя изначально батарея Li-ion или LiFePO4 обойдется дороже, чем AGM или GEL, с учетом количества рабочих циклов и эффективности использования накапливаемой энергии их приобретение окажется более выгодным.
В продолжение темы предлагаем вам ознакомиться со статьей из нашего блога об аккумуляторных батареях, которые не боятся глубокого разряда.