0
0
0

Как проверить работоспособность BMS платы?



Статья обновлена: 2022-07-11


BMS/PCM плата защиты 12 Вольт 3S 25 Ампер Li-ion (12,6v max)

Проверка BMS платы управления и защиты – обязательное условие, без выполнения которого нельзя гарантировать безопасную и эффективную работу Li-ion батареи. Именно БМС модуль контролирует рабочее напряжение ячеек, не допускает их критического разряда и лишнего заряда, токовых перегрузок и перегрева.

Если хотя бы один из контролируемых параметров выходит за допустимые границы, BMS контроллер отключает аккумуляторную батарею от потребителя энергии или зарядного устройства. В результате:

  • предотвращаются риски и проблемы при использовании АКБ;
  • поддерживаются оптимальные технические характеристики;
  • продлевается срок ее службы.

Нередко БМС схема дополняется узлом балансировки, который выравнивает уровни заряда на всех аккумуляторах сборки.

Приборы для проверки BMS плат

На заводах и в специализированных мастерских проверка БМС плат электросамокатов, е-байков, портативных шуруповертов и любых других устройств выполняется с помощью испытательных стендов, профессиональных тестеров и блоков питания. Но можно ограничиться и минимальным набором приборов – мультиметром (или отдельно амперметром и вольтметром) и регулируемым блоком питания.

[products ids='1061,1986,2424']

Как проверить БМС плату?

Работоспособность BMS платы проверяется по каждой ее функции в отдельности:

Функция

В чем она заключается?

Как проверить, выполняется ли она?

Защита от перезаряда

Когда напряжение на аккумуляторной батарее достигает установленной верхней границы (для литий-ионных аккумуляторов – в расчете 4,2 В на элемент), дальнейшее его повышение пресекается.

Поставить литиевую батарею на зарядку, используя специальное ЗУ с алгоритмом CC/CV. Проконтролировать значения тока и напряжения. На 1 стадии зарядка должна идти с постоянным током, соизмеримым величине емкости (0,5С–1С). На 2 стадии, когда достигнуто номинальное напряжение 4,2 В на ячейку, должен происходить заряд насыщения. Для него характерны поддержание постоянного напряжения и снижение тока заряда до нуля.

Защита от глубокого разряда

Когда батарея разряжена, БМС плата отключает ее от потребителя (нагрузки), не допуская дальнейшего падения напряжения.

Подключить АКБ к нагрузке, соответствующей примерно 0,3С. В процессе разряда контролировать напряжение на каждой банке. По достижению установленного минимума (в зависимости от параметров платы, он может составлять от 2,5 до 2,9 В) нагрузка должна автоматически отключиться.

Защита от токовых перегрузок

Когда зарядный или разрядный ток превышает установленный максимум (ток срабатывания защиты конкретной платы), происходит отключение батареи от ЗУ или нагрузки (потребителя).

Заряженную батарею постепенно нагружать резисторами подходящего сопротивления и отслеживать ток. Когда он превысит установленный максимум (зависит от конфигурации платы), должно произойти отключение нагрузки.

Защита от перегрева

Дополнительная функция, предусмотренная у некоторых БМС модулей. Заключается в отключении АКБ от зарядника или потребителя при превышении допустимой температуры.

Снять термодатчик с АКБ и нагреть его произвольным сухим способом. Когда температура достигнет ≈60 °С, должна сработать защита – батарея прекратит заряжаться или работать (отдавать накопленную энергию потребителю).

Балансировка ячеек

Дополнительная опция, имеющаяся у многих БМС контроллеров. Заключается в выравнивании уровня заряда у всех аккумуляторов, соединенных в батарею.

Поставить АКБ на зарядку и отслеживать напряжение на всех «банках». На конечном этапе зарядки должно произойти выравнивание значений вольтажа. Разброс между аккумуляторами не должен превышать 0,1 В. Это значит, что все элементы сборки заряжены одинаково.

Читайте в нашей предыдущей статье о том, как собрать аккумуляторную батарею типа Li-ion.

Комментарии