Перевозка литиевых аккумуляторов
Аккумуляторы литиевой группы – Li-ion, Li-Pol, LiFePO4 и др. – относятся к категории опасных грузов. Это обусловлено их высокой энергетической плотностью (110–280 Вт·ч/кг) и чувствительностью к внешним факторам: температуре, влажности, ударам, падениям. По нормам ООН UN3480, UN 3481, UN3090, UN3091 они входят в перечень «прочих опасных грузов» с 9 классом опасности, подгруппе М4. При их транспортировке, как и при хранении или эксплуатации, важно соблюдать правила безопасности. Это поможет минимизировать потенциальные риски и избежать негативных последствий.
При нарушении требований безопасности литий-ионные аккумуляторы могут самовозгораться из-за короткого замыкания внутри химической структуры и стремительного теплового разгона. Также не исключен риск химического ожога и отравления продуктами горения. Опасность при перевозке таких грузов может возникнуть, если они:
- не упакованы или упакованы некачественно;
- контактируют друг с другом или с другими токопроводящими материалами;
- смещаются или перемещаются внутри упаковки;
- подвергаются критическому нагреву – выше 50 °С;
- перевозятся в полностью заряженном состоянии – до 4,2–4,4 В на ячейку вместо рекомендованных 3,7 В;
- имеют повреждения, дефекты, очевидный брак;
- перевозятся внутри оборудования;
- превышают допустимые объемы транспортировки.
Требования к упаковке
Перевозить литиевые аккумуляторы необходимо в качественной упаковке, чтобы избежать их тряски и смещения в упаковочной емкости и исключить вероятность соприкосновения элементов питания с металлическими поверхностями. Особенности упаковки выбирают индивидуально с учетом форм-фактора и области использования АКБ. Токопроводящие клеммы обязательно закрывают изоляционным материалом, чтобы не допустить короткого замыкания и его последствий.
Требования к транспорту
Перевозка литий-ионных АКБ может осуществляться по воздуху, воде, автомобильным и железным дорогам. Но во всех случаях должны соблюдаться требования безопасности касательно упаковки, маркировки, проведения испытаний (производителями) и наличия разрешений, изложенные в нормативах UN3480 и UN3090. С соблюдением правил перевозки аккумуляторов их транспортировку могут выполнять обычные транспортные компании, курьеры, доставщики.
Транспортные компании используют для таких целей грузовые автомобили без газогенераторных установок. Перед погрузкой транспорт тщательно проверяют, чтобы удостовериться в исправности двигателя и остальных узлов, целостности борта и днища, отсутствии неполадок, которые потенциально могли бы спровоцировать аварию.
Грузы фиксируют надежными тросами или ремнями, не имеющими каких-либо дефектов и повреждений. Автотранспорт для перевозки Li-ion аккумуляторных батарей оснащают предупредительным знаком в форме белого ромба, окантованного черным контуром. В его верхней части изображено 7 вертикальных полос, а внизу – цифра 9 с подчеркиванием, символ батареи и пламя.
Погрузка выполняется при выключенном автомобиле и благоприятных погодных условиях (отсутствие осадков и грозы) сотрудниками, которые знают правила обращения с такими грузами. Грузить их можно вручную или с применением специальной техники (погрузчиков, гидравлических тележек и пр.). Упакованные батареи устанавливают правильными рядами, причем в нижних рядах размещают более прочную тару. Если погрузочно-разгрузочные работы проводят при гололеде, дорожные поверхности посыпают песком.
Читайте в предыдущей статье блога VirtusTec.ru о проблемах и перспективах использования Li-ion элементов питания в автомобильной промышленности.