0
0
0

Восстановление емкости Li-ion аккумулятора - антирейтинг

Восстановление емкости Li-ion аккумулятора - антирейтинг


Статья обновлена: 2020-12-11


Вследствие интенсивной эксплуатации даже самые выносливые накопители постепенно изнашиваются.

Как правило, через полтора-два года после установки китайского источника тока на электроприбор, который от него питается, пользователи замечают, что их приборы работают не на полную силу, и задумываются над тем, как восстановить емкость Li-ion аккумулятора или его Li pol собрата.

Сразу оговоримся, что вернуть исходную емкость элементу питания не получится, как и частично его реанимировать, но продлить работоспособность на определенный период стоит попробовать.

На просторах сети описано несколько распространенных способов, которые помогут окончательно добить ваши аккумуляторы и подвергнуть опасности вас и окружающих. Но есть и исключения, некоторые сайты всё же советуют оставить эту непростую затею и обратиться за помощью в специализированный сервисный центр или же купить новый аккумулятор.

Проверка емкости Li-ion аккумулятора

«Перед тем, как что-либо улучшать, необходимо проверить емкость аккумулятора на текущий момент. Проще всего это сделать при помощи умной зарядки, или как её еще называют, тестера емкости» - что же, логично, смотрим дальше.

«Если такого устройства нет в наличии, можно прибегнуть к другому не менее популярному способу. Так, перед тем как выполнить восстановление емкости литиевой батареи, зарядите аккумулятор и подсоедините к нему резистор соответствующего номинала и путем фиксации величин тока, протекающего через контрольное устройство, и напряжения на нем, полностью разрядите тестируемый источник питания». Вот тут внимание: полностью разряжать ничего нельзя. На аккумуляторы существуют паспорта – datasheets в большинстве которых указано минимально допустимое напряжение, обычно это 2,7 Вольта. Разряд ниже приводит к ускоренной деградации материалов аккумулятора и они ускоренно теряют способность запасать емкость.

«Полученные данные систематизируют и на их основании составляют график разряда, после чего определяют реальную емкость аккумулятора. Разумеется, данный способ не является безупречным и абсолютно точным, по этой причине резистор зачастую заменяют источником стабильного тока». Правильно пишут, с такими данными особо ничего не сделаешь, так как при разряде через резистор падает напряжение и, соответственно, сила тока и обработать эти данные без математического аппарата крайне затруднительно. Поэтому в схему разряда, в большинстве случаев, добавляют преобразователь (понижающий) для стабилизации напряжения и силы тока разряда. В данном случае необходимо записывать только напряжение и обработать финальные данные гораздо легче.

 

Далее разберем наиболее опасные советы по методам восстановления емкости литий ионного аккумулятора, дополнив цитаты нашими комментариями и предостережениями. Даже читая эти «советы» рекомендуем одеть защитные очки и перчатки, разместить рядом 5 литровую бутыль с водой для возможности оперативно остановить термический разгон «восстанавливаемых» аккумуляторов.

Сама суть всех методов сводится к постановке аккумуляторов в условия которые не описаны в паспортах их использования.

Опасный способ восстановления емкости Li-ion аккумуляторов №1

«Бывает так, что причиной быстрой разрядки литиевых аккумуляторов является их вздутие из-за газов, что часто случается в процессе длительной эксплуатации накопителя. В данном случае вернуть элемент питания к нормальному функционированию помогут самая обычная эпоксидная смола и бытовой паяльник».  Речь видно про пакеты и, возможно, полимерные. Ни слова про состояние заряда - SOC. А ведь от степени заряда зависит насколько аккумулятор опасен. Например, паять, монтировать и проводить прочие работы лучше всего с разряженными аккумуляторами или при SOC в хранении, т.е. заряженными на 40%. Протыкать заряженный и пусть вздувшийся Li-pol аккумулятор нельзя. Выходящие газы могут воспламениться со всеми вытекающими.

«Затем необходимо при помощи тонкой иглы сформировать в крышке миниатюрное отверстие, при этом не повредив начинку под ней, после чего плоским предметом прижимают аккумулятор к любой устойчивой поверхности, будь то верстак или обычный стол. Здесь главное не переусердствовать и усилие прикладывать с особой осторожностью.

На последнем этапе батарею герметизируют, для чего эпоксидной смолой заклеивают отверстие и припаивают отсоединенный ранее датчик». Советы вредителей просто какие-то, впрочем для LiFePO4 аккумуляторов иногда срабатывает.

Пассивный метод №2 - припарка

«В сети часто встречается другая инструкция, помогающая осуществить восстановление емкости Li-ion 18650 или любого другого типа источника питания, которая также позволит на время восстановить работоспособность накопителя.

Для работы вам потребуются следующие приспособления:

  1. блок питания на 5-12 В;
  2. прибор для измерения электрического напряжения;
  3. резистор мощностью от 500 мВт.

Изначально отсоединяют контакты БП и подсоединяют их к батарее по следующей схеме: минус накопителя соединяют с минусом блока питания, а его плюс подключают к резистору. Правильность полярности контролируют мультиметром, после чего блок питания подключают на пару минут к электросети».

Ссылаются на сеть и пишут ЛЮБОГО ДРУГОГО, что только не сделаешь от безысходности. Процессы деградации, которыми и обусловлена потеря накопителем возможности запасать требуемое количество энергии, в разных химических композициях происходят по-разному. В системе графит-литий это и металлизация лития, КЗ на сепараторах, деградация анода и катода и т.д. Другим системам свойственны другие виды износа и потери емкости. Так что метод парьте ноги до восстановления температуры 36,6 град.С не поможет.

Народные (любительские) методы восстановления

«На любительских форумах новички нередко интересуются, можно ли восстановить емкость литий ионного аккумулятора. Бывалые участники форумов предлагают им испытать доступные способы, не требующие наличия специального оборудования и особых навыков.

Так, рекомендуется отправить утратившую емкость батарею на полчаса в морозильную камеру, а затем достать ее и поставить на зарядку буквально на одну минуту. После отсоединения накопителя от зарядного устройства батарее дают время для принятия комнатной температуры и используют по назначению». Нет слов, вроде способ достаточно безопасный и позволяет руки занять, в общем, кто пробовал, пишите, интересно ведь.

«Существует не менее спорный метод по увеличению емкости Li-ion АКБ, в ходе которого предлагается удалить с батареи часть пластикового корпуса, отыскать контакты и на одну-две секунды замкнуть их металлическим предметом. Затем крышку возвращают на место, приклеивают ее и оставляют до полного высыхания клея.

Еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что такие методы не являются гарантией успешного выполнения поставленной задачи, поэтому стоит к ним прибегать или нет – решать только вам». Под конец у авторов стала просыпаться совесть, но еще не проснулась, так как есть идея вызвать короткое замыкание и тем самым окончательно восстановить бесследно пропавшую емкость. Если нам не удастся вас разубедить использовать этот метод, то настоятельно рекомендуем придвинуть поближе ведро с водой и потуже натянуть щиток, защищающий лицо. Не лишне использовать наушники, так как взрыв литий-ионного аккумулятора сопровождается достаточно громким звуком. Минимальные последствия при таких действиях это пробои (следы КЗ) на мембране между анодом и катодом аккумуляторов 18650 которые снизят безопасность использования такого аккумулятора.

Про безопасность еще раз

Шутки в сторону, всегда контролируйте температуру аккумуляторов при их заряде и разряде. Избегайте КЗ, так как зачастую оно становится причиной термического разгона.

Используйте средства индивидуальной защиты.

Аккумуляторы, потерявшие часть емкости используйте в устройствах с меньшей нагрузкой и они еще вам послужат.

 

Комментарии
Рекомендуемые товары