г. Москва, Выборгская улица д. 20, корп. 2

Чем и как заряжать тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов – подробно о главном

Содержание статьи

Тяговые АКБ обеспечивают стабильное электропитание лодочных моторов и остального энергозависимого оборудования на борту. В отличие от используемых на автомобилях стартерных батарей, они обеспечивают не кратковременную подачу тока для запуска топливного двигателя, а стабильное электропитание мотора в течение всего времени его работы. Именно тяговые батареи обеспечивают движение электромоторной лодки, катера или яхты на электротяге.

Тяговые АКБ на основе лития

В классе тяговых батарей лучшими признаны источники питания на базе лития, причем для жестких условий применения оптимально подходят литий-железо-фосфатные модели (LiFePO4, LFP). Они:

  • Аккумулятор для лодочного мотора LiFePO4 12 Вольт 200 Ампер*часпоставляются в герметичном корпусе и надежно защищены от риска разгерметизации;
  • могут использоваться в любом положении;
  • обеспечивают стабильную и высокую токоотдачу;
  • допускают быструю зарядку большими токами;
  • устойчивы к воздействиям извне, тряске, вибрациям, крену, смене положения, скачкам температур;
  • имеют незначительный саморазряд;
  • надежны;
  • способны работать при температуре от -20 до +60°С;
  • весят на 70% меньше, чем аналогичные по рабочим параметрам свинцово-кислотные модели с абсорбированным электролитом (AGM) и гелевые;
  • максимально безопасны – не возгораются и не взрываются, даже при прокалывании и разгерметизации;
  • лучше выдерживают глубокие разряды;
  • долговечны – имеют ориентировочный ресурс 2000–5000 циклов.

Поэтому на профессиональных и спортивных лодках, парусниках, катерах и яхтах используются именно тяговые батареи LiFePO4. После покупки такого источника питания остается только правильно его использовать, чтобы не спровоцировать преждевременный износ.

Как заряжать тяговый аккумулятор для лодочного электромотора?

Хотя LFP батареи более устойчивы к глубокому разряду, злоупотреблять этим не стоит. При критическом падении напряжения – ниже 2 вольт на ячейку – в их структуре также протекают необратимые процессы, которые негативно сказываются на значениях емкости и сроке службы устройств. Поэтому не рекомендуется разряжать LFP батареи ниже 90% от номинальной емкости. Но главное – не хранить их в разряженном виде, а при первой же возможности ставить на зарядку.

Способы восполнения заряда

Если понаблюдать, как заряжают тяговые лодочные аккумуляторы разные пользователи, можно выделить 3 подхода:

Аккумулятор для катера Li-ion 24 Вольта 42 Ампер*час в кейсе


  1. Неоптимальный или «Только 100% заряд». Батарея поддерживается максимально заряженной: после каждого применения заряжается до предела, подолгу оставляется на зарядке, чтобы выполнить идеальную балансировку ячеек. В результате нарушаются рекомендованные производителями условия хранения аккумуляторов – с уровнем заряда около 50%.
  2. «Ленивый». После использования разряженная АКБ оставляется без внимания, а перед следующей эксплуатацией – заряжается. Заряд восполняется по-быстрому, высокими токами. Место хранения и в дальнейшем подзарядки – холодное, с высоким уровнем влажности. Все эти факторы негативно отражаются на работоспособности и сроке службы батареи. Поэтому «ленивый» подход – самый нежелательный и губительный для АКБ.
  3. Смешанный или оптимальный. В процессе использования батареи уровень заряда меняется в диапазоне от 10–20% до 90–100%. На длительное хранение АКБ отправляется заряженной наполовину. Перед предстоящим использованием – дозаряжается. Периодически (1 из 3–4 зарядок, не чаще раза в месяц) оставляется подключенной к ЗУ с запасом по времени, чтобы провести балансировку параллелей. Именно такой метод признан оптимальным и наиболее полезным для сохранения ресурса батареи.

Чем заряжать тяговый аккумулятор?

Для восполнения запаса емкости тяговых АКБ на основе литий-железо-фосфата используются зарядные устройства, работающие по принципу CC/CV. Вначале аккумуляторы подзаряжаются постоянным током, и напряжение на ячейках растет. Но когда оно достигает верхнего предела –3,65 В на элемент – рост напряжения прекращается, а зарядный ток падает до минимума. На этой стадии аккумуляторы получают конечные 5–10% заряда.

Такой метод подзарядки позволяет элементам питания полноценно восполнить запас емкости без опасности перезаряда. Неполные заряды для литиевых АКБ не страшны, но периодически нужно проводить полные циклы зарядки, чтобы не способствовать снижению емкости. Лучшими считаются «умные» зарядные устройства, которые перед каждым процессом зарядки короткими импульсами напряжения выясняют состояние аккумуляторов и начинают их заряжать с нужного этапа.

Где заряжать лодочную АКБ?

Батареи на основе лития относительно легкие, поэтому их несложно извлечь из лодки, перевезти и доставить в подходящее помещение для зарядки. Заряжать такие батареи необходимо в сухом помещении, при комнатной температуре, в стороне от приборов отопления и источников открытого огня.

После пребывания на морозе батарею нужно подержать пару часов в помещении, чтобы она нагрелась до комнатной температуры, и только после этого ставить на зарядку. Накрывать заряжаемую АКБ и ЗУ нельзя! Зарядка при минусовых температурах запрещена!

Последовательность зарядки Зарядное устройство для Li-ion АКБ 36 Вольт 2 Aмпера, 10s, 42 Вольт

  1. Вставьте разъем ЗУ в соответствующее гнездо АКБ.
  2. Подключите ЗУ к сети 220 В. При этом загорится красная лампочка на индикаторе заряда.
  3. Когда вместо красной загорится зеленая лампочка, отключите батарею или для балансировки элементов (раз в месяц) оставьте еще на 5–8 часов.
  4. Выньте вилку ЗУ из розетки и отсоедините его от АКБ.

Каким током правильно заряжать аккумулятор лодочного электромотора?

Допустимая величина зарядных токов зависит от емкости АКБ и для LFP моделей может достигать 10С. Но если в быстрой зарядке нет острой необходимости, лучше ограничиться зарядными токами от 1С до 5С. Например, при использовании батареи емкостью 40–100 Ач подойдет портативное ЗУ с током заряда до 10 А. В таком случае полная подзарядка займет 4–10 часов. Использовать зарядники с неподходящими величинами зарядного тока недопустимо!

Краткие рекомендации для владельцев LFP батарей

  1. Не нарушайте герметичность батареи.
  2. Соблюдайте рекомендации производителя, изложенные в инструкции.
  3. Используйте зарядные устройства, работающие по алгоритму CC/CV.
  4. Разрядившуюся батарею – не храните в таком состоянии, а поставьте на зарядку. Иначе происходящие в аккумуляторах структурные изменения приведут к необратимому снижению емкости и уменьшению ресурса.
  5. Используйте АКБ в пределах уровня заряда 10–100% – не допускайте ее критического разряда, но и не ставьте на зарядку без реальной на то необходимости.
  6. При покупке выбирайте батарею с запасом емкости. Она сможет отдавать более высокие токи, удельная нагрузка снизится, а ресурс – возрастет.

О том, как правильно выбрать аккумулятор для детского электромобиля, читайте здесь.

  • Статья обновлена: 31 марта 2018 г.
  • 31 марта 2018 г.
  • 1661 просмотр
  • 0 комментариев
Принцип работы повышающего DC-DC конвертеров
Предыдущая
Принцип работы повышающего DC-DC конвертеров
Следующая
Отличие тягового аккумулятора от стартерного
Отличие тягового аккумулятора от стартерного
RU Москва