Как хранить аккумулятор для электровелосипеда
- Требовательность батарей к условиям хранения
- Рекомендации по хранению АКБ е-байка
- Старение литиевых батарей
Автономное питание электровелосипедов, электромобилей и остальных видов транспорта на электротяге обеспечивает аккумуляторная батарея. Именно от нее получают питание ступичный или кареточный мотор и другие электрокомпоненты транспортного средства. От характеристик, исправности и работоспособности АКБ зависит комфорт и эффективность использования любого аккумуляторного оборудования. В среднем Li-ion аккумуляторы рассчитаны на 500–1000 циклов заряд-разряд, а модели подвида LiFePO4 служат более 2000 циклов.
Продлить срок службы литиевых АКБ помогает их корректная эксплуатация, бережное отношение и правильное хранение. Если персональный электротранспорт не используется на протяжении нескольких месяцев (например, зимой), нужно обеспечить ему правильное хранение. Особое внимание необходимо уделить аккумуляторной батарее, иначе за время «отдыха» она может утратить большой процент емкости или даже прийти в негодность.
Требовательность батарей к условиям хранения
Электровелосипеды, как и все разновидности персонального электротранспорта, оснащают легкими и емкими батареями – высокотоковыми моделями Li-ion или LiFePO4. Рекомендации по их хранению во многом схожи, но модели Li-ion более чувствительны и требовательны к их соблюдению. Аккумуляторы подвида LiFePO4 максимально устойчивы к химической деградации и лучше сохраняют исходные характеристики, даже после глубокого разряда.
Но не стоит злоупотреблять их «стрессоустойчивостью», химической и термической стабильностью. Лучше не подвергать АКБ лишним испытаниям, а правильно подготовить ее к предстоящему хранению. Ответственное отношение и соблюдение рекомендаций производителя нравится всем батареям – и литий-ионным, и литий-железо-фосфатным.
Рекомендации по хранению АКБ е-байка
В вопросе, как правильно хранить аккумулятор от электровелосипеда или другой техники, есть несколько важных требований:
- Батарею нужно предварительно отсоединить от е-байка или другого потребителя энергии, с которым она используется. Хранить ее нужно отсоединенной. На электровелосипедах обычно используются съемные АКБ, поэтому отсоединить их несложно.
- Место для хранения выбирайте сухое и прохладное, защищенное от попадания влаги и прямых солнечных лучей, размещенное в стороне от очагов огня и источников тепла. Оптимальная температура – от +1 до +25 °С, но допустимо использовать температурный диапазон от 0 до +40 °С.
- Перед длительным хранением аккумуляторы для электровелосипедов нужно зарядить примерно наполовину или на 40%. Если отправить на хранение полностью заряженную батарею, у нее уменьшится восстанавливаемая емкость. Если же уровень заряда будет ниже 40%, АКБ может сильно разрядиться из-за саморазряда и потребления энергии BMS платой. При падении напряжения ниже 2,5 вольт на элемент и пребывании в таком состоянии более 3 месяцев наблюдается коррозия элементов и невосстанавливаемое снижение емкости. А если напряжение упадет ниже 2 вольт на элемент, уже через неделю батарея придет в негодность. Придется отправлять ее на утилизацию и покупать или собирать новую АКБ.
- При продолжительном хранении – контролировать уровень заряда не реже, чем раз в полгода. Для компенсации саморазряда подзаряжать АКБ до 40–80%.
- Если батарея хранится в загородном доме, на даче, в погребе или гараже – для защиты от грызунов и других вредителей ее желательно поместить в герметичный ящик из металла, дерева или пластика.
Старение литиевых батарей
При продолжительном хранении в структуре литиевых аккумуляторов наблюдаются необратимые изменения. Их называют естественным старением или химической деградацией. Эти процессы протекают медленно, но остановить их невозможно. Поэтому не стоит хранить аккумуляторы электровелосипедов как стратегический запас на будущее. Со временем они теряют в характеристиках, даже если не используются.
В результате старения с каждым годом восстанавливаемая емкость АКБ уменьшается, и запас хода на 1 заряде сокращается. Аккумуляторы LiFePO4 более устойчивы к старению, т.к. имеют более стабильную химическую структуру. Поэтому и служат они дольше. Что касается Li-ion батарей, продлить их жизненный цикл поможет соблюдение оптимальных условий хранения. В первую очередь – недопущение глубокого разряда и поддержание благоприятной температуры (от +1 до +25 °С, в идеале – от +5 до +20 °С).
Перед длительным хранением е-байк нужно помыть, высушить и осмотреть все узлы – проверить, нет ли признаков износа, механических повреждений, признаков коррозии или других неполадок. Желательно перебрать подшипники и смазать движущие элементы, чтобы уберечь их от ржавчины. Цепь стоит перевести на наименьшие звездочки, чтобы уменьшить натяжение тросов.
Покрышки, чтобы они не деформировались, нужно накачать до стандартного давления. Для профилактики пассивного износа шин лучше всего хранить велосипед подвешенным за раму. Если это невозможно, раз в месяц подкачивайте шины и немного прокручивайте колеса (на половину оборота). Хранить электровелосипед можно в любом сухом месте, которое защищено от осадков и остальных атмосферных факторов. Лучше всего упаковать его в сумку или пылезащитный чехол.
В предыдущей статье блога VirtusTec мы рассказали о том, как правильно выбрать Li-ion аккумуляторную батарею.