Как зарядить аккумулятор ИБП
- Какую батарею выбрать
- Первая зарядка литиевого аккумулятора — распространенные мифы
- Как правильно зарядить новый li-Ion аккумулятор
- Батарея не заряжается: возможные причины
Функциональное назначение любого источника бесперебойного питания — обеспечивать потребителя током. Он не должен зависеть от сетевого напряжения и продолжать работать при его отключении. Также его задачей является стабилизация скачков центральной подачи энергии. Работоспособность бесперебойника, в свою очередь, зависит от АКБ. Комфортная эксплуатация приборов и устройств обеспечивается качественным зарядным устройством для аккумулятора ИБП.
Какую батарею выбрать
На рынке аккумуляторы представлены в большом разнообразии. Из них наиболее востребованы свинцово-кислотные и литий-ионные. Первые проверены временем. Они получили огромное распространение в отсутствие достойной альтернативы. Однако те, кто уже перешел на li-Ion, по достоинству оценили их преимущества.
Например, особенность AGM моделей — малая энергоемкость и большой вес. При этом они имеют небольшой ресурс — не более 400 циклов. У гелевых образцов ресурс увеличен до 700 циклов, но они весьма чувствительны к превышению напряжения. Если его резко увеличить, то электролит становится текучим.
В литий-ионных аналогах отсутствует свинец, ртуть и прочие опасные материалы. К тому же они более легкие и компактные при большей энергоемкости, что обусловливает удобство их использования. Их обслуживание сводится к периодической зарядке и осмотру корпуса на предмет обнаружения механических повреждений.
В то же время li-Ion системы более чувствительны к тому, как они заряжаются и разряжаются. Поэтому производители оснащают их защитой BMS. Это целый комплекс, включающий датчики и микропроцессоры.
С точки зрения инженерно-технической литий-ионные аккумуляторы более сложны. Однако в повседневной эксплуатации они гораздо комфортнее других продуктов.
Наконец, выбирая подходящую модель АКБ, следует учитывать, что свинцово-кислотные батареи заряжаются от 8 до 12 часов, а li-Ion — не более 2-х часов.
Первая зарядка литиевого аккумулятора — распространенные мифы
От умения правильно заряжать аккумуляторную батарею ИБП зависит корректность работы устройства в целом. Приобретая АКБ, владелец старается найти как можно больше информации о правилах зарядки. В интернете много материала на эту тему. Но не всем рекомендациям можно доверять. Непрофессиональные советы могут усложнить операцию.
Каждый девайс реализуется с обязательной аннотацией и руководством по эксплуатации от производителя. Тем не менее, по сети гуляют устойчивые заблуждения, жертвой которых часто становятся неопытные или неграмотные владельцы.
Следует критически относиться к следующим мифам относительно первой зарядки:
- Часто заряжать устройство вредно. Это спровоцирует его преждевременный износ. На самом деле все в точности до наоборот. Именно такой режим эксплуатации замедлит «естественное старение» АКБ.
- Новую батарею полезно разрядить 3 раза подряд. Она якобы имеет память и запоминает показатель емкости, от которого стартовала зарядка. Это растиражированное, но ошибочное заблуждение. Память имеют Ni-Cd АКБ модели, а не литиевые.
- Время первой зарядки составляет 13 — 16 часов. Это также относится к щелочным образцам. Литий-ионные — сравнительно новые на рынке. На них ошибочно распространилось правило, актуальное для AGM и GEL. Длительность же запитывания li-Ion определяется его емкостью и уровнем разрядки. Зарядник мгновенно блокирует подачу энергии, как только заряд будет полным.
- Нельзя прерывать 1-ю зарядку. Емкость АКБ не зависит от единовременного или прерывистого наполнения. Это постоянная величина, и ее максимума можно достичь как за один раз, так и за несколько.
Как правильно зарядить новый li-Ion аккумулятор
Новый аккумулятор подлежит обязательной зарядке перед эксплуатацией. Любая батарея рассчитана на заданное количество циклов. Каждый новый цикл стартует с нулевой отметки. Соответственно, каждый полный разряд сокращает ресурс изделия. Оно теряет способность накапливать нужное количество энергии.
Из этого следует главное правило. В первый и во все последующие разы аккумулятора ИБП рекомендуется ставить на подзарядку при уровне разряда не более 10 — 12%.
Сама операция предельно проста.
При ее выполнении необходимо соблюдать требования:
- Li-ion аккумулятор соединяется со штатным устройством для зарядки.
- ЗУ, в свою очередь, соединяется с электрической сетью.
- Далее следует дождаться сигнала о полном заряде, но не сразу отключать зарядник. В течение примерно 30 минут идет запитывание малым током.
- Заряжать аккумулятор ИБП в домашних условиях или в сервисном центре можно только фирменным зарядным устройством.
- Не производить операцию, если в помещении температура воздуха ниже +10°.
- Периодически необходимо выполнять проверку степени нагревания ЗУ. Разъемы, провода и корпус зарядника не должны быть горячими. Если какой-то элемент сильно перегрелся, значит,
что-то пошло не так. Необходимо выяснить, в чем состоит неисправность. Обычно все возможные случаи указываются в инструкции по эксплуатации.
Если аккумулятор хранился в неотапливаемом помещении, нельзя сразу же приступать к зарядке. То есть, принеся его из гаража или с балкона, следует подождать некоторое время для температурной адаптации.
Часто можно слышать вопрос — каким напряжением заряжать li-Ion системы? Прежде всего, необходимо использовать предназначенные конкретно для этого зарядные устройства. Они начинают зарядку от напряжения 0,05 В, а заканчивают при достижении 4,2 В.
Следует учитывать также, что Li-ion батареи плохо реагируют на превышение зарядного напряжения. Это может спровоцировать тепловой разгон, повышение допустимого давления и, соответственно, разгерметизацию АКБ.
Большую помощь в этом вопросе оказывает плата BMS. Не зря ее называют защитной — она не допускает превышения зарядного напряжения до критической отметки.
Батарея не заряжается: возможные причины
Иногда операция срывается. ИБП остается без подпитки.
Возможные объяснения:
- Неправильное хранение. В результате одна из параллелей опускается ниже допустимого напряжения, которое контролируется BMS. Она-то и ограничивает заряд.
- Естественный износ какого-либо элемента. Как следствие, снижается общее качество и работоспособность устройства.
- Неграмотное соединение элементов системы. ЗУ может быть исправным, но невнимательность или неподготовленность владельца все портит.
- Механическое повреждение провода, соединяющего BMS и параллели АКБ.
- Дефект штатного ЗУ. Чтобы этого избежать, рекомендуется тестировать продукт в момент оформления заказа.
- Срабатывание защитного клапана вследствие резкого повышения давления внутри корпуса.
Не рекомендуется самостоятельно устранять причину поломки. Правильно определить ее и устранить могут только специалисты.
Наконец, большой ошибкой является покупка аккумулятора «с рук» или у сомнительного продавца. Зарядить батареи ИБП можно только качественным фирменным продуктом. Доверять следует реализатору с достойной репутацией и большим опытом пребывания на рынке.
В электронном каталоге компании «Виртус Технолоджи» можно выбрать подходящую модель аккумулятора, который будет гарантированно обеспечивать работоспособность ваши гаджеты и механизмы.