Какой аккумулятор выбрать для лодочного электромотора
- Типы лодочных АКБ по назначению
- Виды лодочных АКБ по химическому составу
- Выбор батареи по характеристикам
Для автономного питания электрического мотора маломерного судна нужна батарея тягового типа. Кроме электроснабжения мотора, она поставляет энергию для осветительных приборов, устройств навигации и остальных используемых на лодке электроприборов. Батареи для маломерных судов должны соответствовать следующим требованиям:
- Минимум 2 часа автономной работы – при движении на максимальной скорости.
- Стойкость к вибрациям, воздействию влаги и жестким условиям эксплуатации.
- Сохранение рабочих характеристик при качке.
- Низкий саморазряд.
- Устойчивость к глубоким разрядам, температурным скачкам и механическим воздействиям.
- Нетребовательность к техобслуживанию.
- Удобство использования, транспортировки и хранения.
- Умеренный вес.
- Наличие прочного и герметичного корпуса.
- Способность работать в интенсивном циклическом режиме заряд-разряд.
Типы лодочных АКБ по назначению
Какой аккумулятор нужен для лодочного электромотора – зависит от особенностей его предстоящей эксплуатации. По характеру работы аккумуляторные батареи делятся на стартерные, тяговые и универсальные.
Стартерные модели предназначены для запуска топливных двигателей, но не для использования в тандеме с электромотором. Их задача – мгновенно подавать солидный пусковой ток, а в процессе работы ДВС стартерный аккумулятор заряжается и восстанавливает затраченную емкость.
Для автономного питания электрических двигателей предназначены лодочные АКБ тягового типа. Они:
- рассчитаны на интенсивное использование в циклическом режиме;
- стойко выдерживают значительные разряды;
- эффективно противостоят окислению;
- по максимуму отдают запасенную энергию;
- обеспечивают стабильную токоотдачу независимо от уровня остаточного заряда;
- рассчитаны на 500–2000 рабочих циклов – в зависимости от технологии производства.
Поэтому в большинстве случаев, когда нужно подобрать аккумулятор для лодочного электромотора, предпочтение отдается тяговым моделям. Еще одна категория лодочных аккумуляторов – универсальные. Они сочетают возможности стартерных и тяговых батарей: способны выдавать большие пусковые токи и применяться в циклическом режиме.
Виды лодочных АКБ по химическому составу
Автономное питание электромоторов лодок, катеров, катамаранов на подводных крыльях и других плавсредств на электротяге обеспечивают АКБ разных типов:
- Свинцово-кислотные класса WET – накопители энергии с жидким электролитом, представляют собой стартерные модели для топливных моторов. В сочетании с электрическими двигателями они не используются, т.к. не рассчитаны на циклическую работу.
- Усовершенствованные свинцово-кислотные накопители класса AGM и GEL – устройства с электролитом в абсорбированной и гелевой форме. Они выдают значительные пусковые токи, устойчивы к разрядам, быстро заряжаются и не требуют техобслуживания. Выдерживают до 400–700 циклов. Могут переворачиваться на бок.
- Литий-ионные – легкие и энергоемкие батареи с отличными характеристиками. Они удобны в эксплуатации, надежны, выдерживают до 1000 циклов, имеют малый саморазряд и большой температурный диапазон.
- Литий-железо-фосфатные (LFP, LiFePO4) – подвид Li-ion аккумуляторов, отличающийся ресурсом более 2000 циклов, термической и химической стабильностью, безопасностью эксплуатации, высокими разрядными и зарядными токами. Отлично подходят для использования с электромоторами.
Выбор батареи по характеристикам
В вопросе, как выбрать аккумулятор для лодочного электромотора, важно разобраться не только с типом АКБ, но и с подходящими рабочими характеристиками. Проще всего разобраться с вольтажом батареи – он должен соответствовать рабочему напряжению электромотора и может составлять 12, 24, 36 или 48 вольт.
Емкость батареи выбирается с учетом мощности электрического мотора. С увеличением мощности растет и необходимая емкость АКБ. Ориентировочное энергопотребление мотора составляет 1 А на фунт его тяги (1lbs). Например, при использовании с мотором тягой 25 фунтов (12,5 кг) АКБ емкостью 50 Ач запас хода составит 2 часа на высокой скорости. При более медленном движении запаса хода хватит на работу лодки в течение всего дня.
Обычно для маломерных судов рекомендуются тяговые АКБ, обеспечивающие 2-часовой запас хода при движении на 100% мощности мотора. При использовании электромотора на 50% от номинальной мощности время автономной работы возрастает до 4 часов. Масса АКБ для маломерных судов не должна превосходить 20 кг. Для сохранения ресурса и рабочих характеристик заряжать тяговый аккумулятор правильно после каждого выхода на воду, если остаточный заряд менее 50%.
В предыдущей статье блога Virtustec освещены плюсы и минусы литий-полимерных аккумуляторов.