Какой привод электровелосипеда лучше
Электропривод на велосипеде может быть реализован по-разному. Чаще всего для электрификации байка применяется мотор-колесо – компактный электродвигатель, который монтируется в ступицу колеса и вращает его. По размещению ведущего колеса е-байки бывают передне- и заднеприводными. Отдельная категория – полноприводные модели, оснащенные 2-мя электромоторами.
Какой привод электровелосипеда лучше – зависит от особенностей конструкции байка, условий его будущей эксплуатации, стиля езды, мощности устанавливаемого мотора, ваших предпочтений и других факторов. Электромотор утяжеляет колесо, поэтому нужно заранее продумать оптимальное расположение компонентов для правильного распределения нагрузки. Например, переднее МК можно уравновесить аккумуляторной батареей на багажнике или подседельном штыре, а заднее МК отлично сочетается с АКБ на раме.
Плюсы и минусы переднего привода
+ |
- |
Простота монтажа МК – не нужно перенастраивать скорости и элементы тормозной системы. Достаточно просто снять переднее колесо и поставить вместо него заспицованный в обод электромотор. |
Требование по усилению дропаутов и рамы – чтобы компенсировать реактивный момент и не допустить поломки вилки. При монтаже мощного МК – риск деформации и поломки дропаутов вилки. |
Большой крутящий момент. Плавный старт и аккуратное вхождение в повороты. Устойчивость на зимних дорогах, более безопасное передвижение по снегу и льду. |
Дискомфорт при стремительном старте или подъеме – из-за динамической разгрузки байка вначале наблюдается прокручивание колеса. |
Оптимальная развесовка – мотор спереди, АКБ на багажнике или подседельном штыре. Как следствие – максимально эффективное торможение, в т. ч. на скользкой дороге. |
При крутых подъемах – ухудшение сцепления. |
Получение фактически полного привода – при использовании электровелосипеда в режиме «мотор + педали». |
Проблематичность использования мощных моторов – из-за слабого контакта колеса с дорогой установленное спереди МК высокой мощности может буксовать в песке, грязи, на мокрой траве или гравии. |
Универсальность – передний привод подходит для байков разных типов. |
Затрудненная езда по бездорожью, наблюдаемая при движении на небольшой скорости. При езде по ухабам и дорожным неровностям переднему колесу достаются удары, что затрудняет передвижение. |
Возможность зрительно контролировать работу МК и быстро выключить его при обнаружении очевидных неполадок. |
Чаще всего мотор-колесо спереди устанавливается на дорожные, городские и другие виды электровелосипедов, предназначенные для поездок по ровным дорогам. А на горные е-байки, рассчитанные на эксплуатацию в холмистой местности, вплоть до езды по бездорожью, устанавливается мотор-колесо сзади. В зависимости от конструкции, оно может быть редукторное или прямого привода. Альтернативный вариант мотор-колесу – центральный электромотор на каретку.
Преимущества и недостатки заднего привода
+ |
- |
Надежное крепление. Возможность обойтись без усиления рамы – при мощности МК до 500 Вт. |
Монтаж сложнее – в нем участвуют тормозные диски и детали трансмиссии. |
Развесовка с упором на заднее колесо. Комфортная езда по рельефной местности, отличное сцепление с дорожной поверхностью. Оптимальная установка аккумуляторов – на раме, чтобы равномерно распределить весовую нагрузку и улучшить управляемость байком. |
Сложность управления при заносе, в т. ч. на поворотах. |
Быстрый разгон, стабильное преодоление подъемов, отличная проходимость по снегу и рыхлому грунту. |
Возможны проблемы с управлением на скользких дорогах и сыпучих грунтах – сзади байк может водить. |
Частичное прикрытие двигателя дисковым тормозом и кассетой звезд, что делает электромотор менее подверженным попаданию влаги и грязи. |
Полный привод
Е-байки с 2-мя мотор-колесами имеют равномерно распределенную весовую нагрузку, отличную управляемость и рекордную проходимость. Такие байки легко преодолевают и подъемы, и бездорожье. Они уверенно проходят повороты, радуют динамикой разгона и техническими возможностями.
У некоторых полноприводных электровелосипедов предусмотрена возможность включения моторов по-отдельности. Это позволяет в зависимости от текущих обстоятельств подключать задний, передний или полный привод. К недостаткам прямого привода относят утяжеление конструкции и необходимость установки АКБ с большим запасом емкости, чтобы обеспечить достаточную дальность пробега на 1 заряде.
Читайте в предыдущей статье блога VirtusTec об использовании аккумуляторных станций для электроинструмента.