Какую емкость лодочного АКБ выбрать для подвесного мотора?
- Применение электрических моторов и ДВС
- Питание троллингового электромотора
- Характеристики АКБ для лодочных электромоторов
- Какую емкость АКБ выбрать для лодочного мотора?
- Сравнительная таблица
Электрические моторы на лодках и катерах используются в качестве функциональной замены весел. В зависимости от скорости течения, парусности, загрузки и жесткости лодки, подвесной электромотор позволяет развивать скорость до 5–6 км/ч.
Для надувных лодок длиной до 4,5 м оптимально подходят электромоторы с тяговым усилием до 30 фунтов. Применение более мощных моделей для таких лодок считается нецелесообразным – из-за значительного потребления энергии без ощутимого прироста скорости.
Применение электрических моторов и ДВС
Лодочные электромоторы рекомендуется использовать на закрытых водоемах и реках с небольшим течением, а на открытых водоемах – только в маловетреную погоду. Чаще всего их используют для троллинга (на 3 или 4 скорости), а при отсутствии ветра – для замены якоря (на 1 или 2 скорости). Такое оснащение отлично подходит для отдыха на извилистых речках и небольших озерах, для троллинга и коротких перемещений при спиннинговой рыбалке.
Для длинных переходов и выхода на открытые водоемы рекомендуется использовать бензиновый или дизельный двигатель мощностью от 15 л.с., но в дополнение к нему стоит иметь электромотор – чтобы перемещаться на 10–20 метров при рыбалке на спиннинг и чтобы «дорожить». К тому же, наличие электрического мотора позволит без проблем перемещаться по водоемам, на которых запрещено использование ДВС.
Питание троллингового электромотора
Для питания подвесного лодочного электромотора нужна тяговая АКБ, способная выдерживать глубокие разряды. Стартерные аккумуляторы для такой работы не годятся – при использовании не по назначению они быстро приходят в негодность. Альтернативой тяговым батареям могут стать АКБ двойного назначения. Они подходят и для запуска ДВС, и для электроснабжения бортовой сети во время стоянок, и для питания троллингового мотора.
Характеристики АКБ для лодочных электромоторов
При выборе батареи для подвесного электромотора лодки, катамарана или катера учитывают следующие параметры:
- Емкость – от нее зависит время работы двигателя на полностью включенном дросселе. Хорошим выбором считается АКБ, обеспечивающая длительность работы мотора не менее 1 часа, а лучше – не менее 2 часов. Иначе высокая токоотдача приведет к быстрому износу батареи и «проседанию» напряжения под нагрузкой.
- Выдаваемая мощность. Чем меньше сопротивление аккумулятора, тем дольше он способен выдавать постоянную мощность без емкостных потерь. Фактически это эффективная емкость, которую АКБ способна отдать при определенной нагрузке. В маркировке этот параметр значится как reverse capacity. При высоких нагрузках именно от его значения зависит эффективность работы батареи.
- Напряжение – его значение должно соответствовать рабочему напряжению двигателя.
- Вес – чтобы не утяжелять лодку лишним грузом и избавить себя от переноски тяжелых аккумуляторов, выбирайте легкие и надежные модели литиевого типа. Помните, что для эксплуатации на маломерных судах подходят АКБ массой не более 20 кг.
Какую емкость АКБ выбрать для лодочного мотора?
При подборе емкости лодочной АКБ учитывается значение толкающего усилия электромотора. Этот параметр измеряется в фунтах и в маркировке моторов большинства брендов (за исключением Yamaha) указывается первыми 2 цифрами. При расчете учитывается, что при работе на максимальной скорости электропотребление лодочного мотора на каждый фунт усилия составляет 1 А в час.
Например, модель с толкающим усилием 30 фунтов, работая на 5 скорости, потребляет приблизительно 30 А в час. Соответственно, для работы в течение 2 часов на 5 скорости ей нужна батарея с емкостью не менее 60 Ач, для 3-часовой работы – не менее 90 Ач и т.д. Но с уменьшением скорости снижается и потребление электроэнергии – на 3 скорости примерно в 2 раза.
Поэтому время автономной работы аккумуляторной батареи возрастает, особенно при отсутствии встречного течения, ветра и волн. Фактически запаса емкости аккумулятора, рассчитанного на 3 часа работы на максимальной скорости, в экономичном режиме эксплуатации хватает на 1–2 дня рыбалки. Но для подстраховки желательно иметь на берегу базу для подзарядки АКБ и рыбачить недалеко от нее – в пределах 3–4 км.
Сравнительная таблица
В таблице приведены ориентировочные значения емкости АКБ, необходимой для нескольких часов работы лодочных электродвигателей с разными значениями толкающего усилия.
Тяга (толкающее усилие) электромотора | Эффективная емкость АКБ | Время работы на максимальной скорости | Время работы на 3 скорости и ниже |
28 фунтов (12,7 кгс) | 56 Ач | 2 ч | более 4 ч |
84 Ач | 3 ч | более 6 ч | |
30 фунтов (13,6 кгс) | 60 Ач | 2 ч | ˃ 4 ч |
90 Ач | 3 ч | ˃ 6 ч | |
32 фунтов (14,5 кгс) | 64 Ач | 2 ч | более 4 ч |
96 Ач | 3 ч | более 6 ч | |
36 фунтов (16,3 кгс) | 72 Ач | 2 ч | ˃ 4 ч |
108 Ач | 3 ч | ˃ 6 ч | |
40 фунтов (18,2 кгс) | 80 Ач | 2 ч | более 4 ч |
120 Ач | 3 ч | более 6 ч | |
45 фунтов (20,4 кгс) | 90 Ач | 2 ч | ˃ 4 ч |
135 Ач | 3 ч | ˃ 6 ч | |
55 фунтов (24,9 кгс) | 110 Ач | 2 ч | более 4 ч |
165 Ач | 3 ч | более 6 ч |
Желательно выбирать тяговые батареи с емкостью, немного превышающей расчетное значение – примерно на 20%.
В предыдущей статье мы рассказали о видах и характеристиках Li-ion аккумуляторных батарей, используемых в электромобилях.