Литий-никель-марганец-кобальт-оксидные аккумуляторы. Преимущества, недостатки, использование.
- Почему они так хороши?
- Положительные и отрицательные стороны
- Технические характеристики
- Использование
- Зарядка и эксплуатация
- На что обратить внимание при покупке
Литий-никель-марганец-кобальт-оксидные аккумуляторы (используемые аббревиатуры Li-NMC, LNMC, NMC или NCM), состоят из оксидов лития, никеля, марганца и кобальта, и имеют следующую химическую формулу: LiNixMnyCozO2. Наиболее распространённые модели аккумуляторов обладают химическим составом X+Y+Z=1, и имеют слоистую структуру, схожую с трёхвалентным оксидом лития-кобальта (LiCoO2). По заверениям некоторых источников-производителей, вторым оптимальным соотношением является LiNi5Mn2Co3O2.
NCM аккумуляторы сосредоточили в себе все существующие достоинства лития: большая токоотдача, химическая стабильность, высокая энергоёмкость.
Почему они так хороши?
Секретом их эффективности является практически идеальное сочетание никеля и марганца. Положительной стороной марганца является его шпинельная (от нем. Spinell – колючка) структура, с другой стороны, марганец обладает высоким внутренним сопротивлением (что, в итоге, понижает энергоёмкость батареи). Положительной стороной никеля является высокая энергоёмкость, но при этом никель сам по себе крайне нестабилен. Сочетание этих элементов позволят подчеркнуть их сильные стороны и компенсировать недостатки друг друга.
Положительные и отрицательные стороны.
В итоге, NMC-аккумуляторы имеют электроёмкость на уровне 220 Вт*ч/кг, что позволяет использовать их в переносных устройствах, где одним из ключевых факторов является вес. Ещё одной положительной стороной является низкая пожароопасность конечного изделия, что позволяет использовать их в качестве ИБП (источников бесперебойного питания).
Недостатком NMC-аккумуляторов можно назвать их относительно высокую стоимость, по сравнению с более устаревшими типами Li-ion ячеек.
Технические характеристики
Показатель |
Значение |
Напряжение |
3,7 Вольт |
Количество циклов |
1000+ |
Тепловой пробой |
+210 Со |
Максимальное напряжение |
4,3 Вольта |
Минимальное напряжение |
2,6 Вольта |
Удельная энергоёмкость |
150-220 Вт*ч/кг |
С–рейтинг зарядки |
0,7-1С. Если сила тока выше, то АКБ быстрее выйдет из строя. |
С–рейтинг разрядки |
1С. Некоторые модели поддерживают 2С |
Таблица 1. Технические характеристики NCM–элементов
Использование
Основной сферой применения NMC–аккумуляторов является электротранспорт.
Аккумуляторы данного типа были впервые были установлены на электротранспорт в 2011 году на автомобиль BMW ActiveE, и в 2013 году на автомобиль BMW i8. На данный момент NCM-аккумуляторы устанавливались и устанавливаются на следующие модели электротранспорта:
- Audi e-tron GE
- BMW i3
- Chevrolet Bolt
- Hyundai Kona Electric
- Jaguar I-pace
- JMC E200L
- Nissan Leaf
- Renault ZOE
- VW e-Golf и т.д
Множество производителей электротранспорта не используют в качестве составных частей тягового аккумулятора NCM–ячейки. Самым известным представителем таких производителей является компания Tesla, которые используют NCA–ячейки (Литий-никель-кобальт-алюминиевые ячейки (LiNiСoAlO2)). Однако, в бытовом аккумуляторе Tesla Powerwall, предназначенном для сохранения энергии в целях бытового использования, сдвига нагрузки потребления и резервного питания, по словам, используются NMC–ячейки.
Ещё одной сферой использования является (как было уже сказано в положительных сторонах) источники бесперебойного питания.
Например, в Южной Корее, в 2016 году были установлены ИБП, произведённых из NCM–элементов: один мощностью 16 МВт и ёмкостью 6 МВт*ч, и один мощностью 24 МВт и ёмкостью 9 МВт*ч. А в 2018 году подобный ИБП, мощностью 30 МВт и ёмкостью 11 МВт*ч был установлен и введён в эксплуатацию в городе Ньюман, штат Западная Австралия.
Зарядка и эксплуатация
По большей части, NMC–элементы используются в сборках из нескольких ячеек, а значит, для зарядки необходимо подключить сетевой адаптер к спец.разъёму, и зарядка пойдёт автоматически. Примерное время зарядки будет составлять в районе 3 часов.
На что обратить внимание при покупке
В первую очередь следует обратить внимание, при покупке NCM элементов на разрядный ток устройства, в котором будет использоваться АКБ. При высокой нагрузке рекомендуется выбрать элементы с относительно небольшой ёмкостью.
Компания VirtusTec в данный момент проводит внедрение нового продукта: аккумуляторных батарей, собранных исключительно из NCM–элементов. Сборка происходит исходя из требований заказчика, а размер и вес готовой АКБ будет несколько меньше, чем у схожего по характеристикам LiFePO4.