Сравнительная таблица вторичных батарей
- Сравнение аккумуляторов разных типов
- Сравнительная таблица характеристик аккумуляторов
- Сравнение Li-ion аккумуляторов разных типов
- Выводы
Перезаряжаемые аккумуляторы (вторичные элементы питания) предназначены для циклической работы в режиме разряд-заряд, имеют хорошие показатели автономности и долгий срок службы. Технические характеристики химических источников тока зависят от их размеров и химического состава. На смену свинцово-кислотной технологии постепенно пришли никель-кадмиевые (NiCd), никель-металлгидридные (NiMH), литий-ионные (Li-ion) источники тока.
Сравнение аккумуляторов разных типов
В зависимости от типа химии вторичные батареи имеют определенные особенности и преимущества:
- Свинцово-кислотные АКБ – отличаются низкой ценой, надежностью и неприхотливостью, но по циклическому ресурсу и удельной энергоемкости уступают конкурентам. Бывают обслуживаемого и необслуживаемого типа – соответственно, с жидким и гелеобразным электролитом. Используются в роли стартерных автомобильных аккумуляторов, тяговых АКБ для инвалидных колясок и гольфкаров, резервных источников питания. Из-за токсичности свинца требуют особых условий утилизации.
- Никель-кадмиевые модели – они долговечны и устойчивы к температурным воздействиям, имеют высокий ток разряда и допускают сверхбыструю зарядку, но при этом обладают выраженным эффектом памяти. Преимущественная сфера использования NiCd элементов – медицинские приборы и электроинструменты. Из-за токсичности кадмия используются такие ХИТ все реже.
- Никель-металлгидридные аккумуляторы – вторичные источники тока с хорошими эксплуатационными параметрами. Отличаются меньшей токсичностью и высокой плотностью энергии. Используются в гибридных силовых установках, медицинском и промышленном оборудовании. Производятся массово, в т. ч. в популярных форматах АА и ААА.
- Литий-ионные модели – самые современные и высокотехнологичные. Применяются во многих сферах – для оснащения электрического транспорта, приборов, цифровой техники, ИБП. Для защиты от избыточного заряда, критического разряда, перегрева и короткого замыкания оснащаются защитными платами. Выдерживают высокие токовые нагрузки, имеют солидную энергоемкость, стабильное напряжение при разряде, широкий температурный диапазон и большой циклический ресурс – свыше 1000 циклов перезарядки.
Li-ion элементы производятся различной формы – цилиндрические, призматики, пакеты. Наиболее распространенный типоразмер цилиндрических аккумуляторов – 18650.Помимо лития, в таких элементах питания используется марганец, кобальт, фосфат железа. Отличия в составе также влияют на рабочие параметры ХИТ. В частности, литий-железо-фосфатные АКБ более морозоустойчивы, максимально стабильны, безопасны в применении и имеют увеличенный срок службы – более 2000 циклов.
Сравнительная таблица характеристик аккумуляторов
Мы привели в таблице типы аккумуляторов и их ключевые характеристики:
Критерий сравнения |
Свинцово-кислотные |
NiCd |
NiMH |
LiCoO2 |
LiMn2O4 |
LiFePO4 |
Годы появления в эксплуатации |
Конец 1800-х |
1950 |
1990 |
1991 |
1996 |
1999 |
Требования к техническому обслуживанию |
Измерение уровня электролита и долив воды для профилактики сульфатизации – каждые 3–6 месяцев |
Для профилактики эффекта памяти – каждые 90 дней необходим полный цикл разряд-заряд |
Необслуживаемые, требуют только своевременной подзарядки |
|||
Циклический ресурс – количество циклов перезарядки до момента снижения емкости на 20% |
200–300 |
1000 |
300–500 |
500–1000 |
300–700 |
1000–2000 |
Удельная энергоемкость, Вт·ч/кг |
30–50 |
45–80 |
60–120 |
150–250 |
100–150 |
90–120 |
Номинальное напряжение |
2 В |
1,2 В |
1,2 В |
3,6 В |
3,7 В |
3,2–3,3 В |
Напряжение отсечки при заряде (в расчете на каждый аккумулятор) |
2,4 В |
Используется система обнаружения 100% заряда |
4,2 В, иногда выше |
3,6 В |
||
Напряжение отсечки при разряде |
1,75 В |
1 В |
2,5–3 В |
2,5 В |
||
Саморазряд за месяц |
5% |
20% |
30% |
<5% Встроенная плата защиты потребляет 3% |
||
Внутреннее сопротивление |
Ничтожно малое |
Ничтожно малое |
Малое |
Среднее |
Малое |
Очень малое |
Время восполнения заряда |
8–16 ч |
1–2 ч |
2–4 ч |
2–4 ч |
1–2 ч |
1–2 ч |
Пиковый ток нагрузки |
5С |
20С |
5С |
2С |
˃30С |
˃30С |
Оптимальный ток нагрузки |
0,2С |
1С |
0,5С |
<1С |
<10С |
<10С |
Устойчивость к перезаряду |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Для недопущения перезаряда используется плата защиты |
||
Температурный диапазон для работы |
-20 – +50 °С |
-20 – +65 °С |
-20 – +65 °С |
-20 – +60 °С |
-20 – +60 °С |
-30 – +60 °С |
Допустимые температуры для зарядки |
-20 – +50 °С |
0–45 °С |
0–45 °С |
0–45 °С |
0–45 °С |
0–45 °С |
Уровень токсичности |
Большой |
Большой |
Малый |
Нетоксичны |
||
Требования безопасности |
Термически стабильны, из-за токсичности заряжаются в отдельном проветриваемом помещении |
Термически стабильны, имеют предохранитель |
Используется плата защиты от перезаряда, глубокого разряда и других критических состояний |
|||
Ценовая категория |
Низкая |
Средняя |
Высокая, но в перерасчете на цикл работы – низкая. |
Из приведенных в таблице видов аккумуляторов лучшими на данный момент считаются элементы категории Li-ion. Кроме приведенных в таблице вариантов литий-ионных ХИТ, в последние годы получили распространение и изделия других типов – литий-титанат (LTO, Li4Ti5O12), литий-никель-марганец-кобальт-оксид (NMC, LiNiMnCoO2) и др. Сравним характеристики различных версий Li-ion элементов в отдельной таблице.
Сравнение Li-ion аккумуляторов разных типов
Критерий сравнения |
LiCoO2 |
LiMn2O4 |
NMC |
LiFePO4 |
LiNiCoAlO2 |
LTO |
Номинал напряжения, В |
3,6 |
3,7–3,8 |
3,6–3,7 |
3,2–3,3 |
3,6 |
2,4 |
Диапазон рабочих напряжений, В |
3–4,2 |
3–4,2 |
3–4,2 или выше |
2,5–3,65 |
3–4,2 |
1,8–2,75 |
Удельная энерго- емкость, Вт·ч/кг |
150–200, иногда до 240 |
100–150 |
150–220 |
90–120 |
200–260 |
70–80 |
С-рейтинг зарядки |
0,7–1С |
0,7–1С, максимум 3С |
0,7–1С |
1С |
0,5С |
1С, до 5С |
С-рейтинг разрядки |
1С |
1С, но есть модели с 10С. Импульсно – до 50С |
1С, у ряда моделей 2С |
1С, у ряда моделей до 25С |
1С |
10С, импульсно до 30С |
Циклический ресурс |
500–1000 |
300–700 |
1000–2000 |
2000 |
500 |
3000–7000 |
Тепловой пробой |
При 150 °С |
При 250 °С |
При 210 °С |
При 270 °С |
При 150 °С |
Самые безопасные АКБ |
Типичное применение |
Фотоаппараты, цифровые камеры, смартфоны, ноутбуки, планшеты |
Медицинское оборудование, электро-инструмент |
Электро-транспорт, медицина |
Везде, где нужны высокие токи нагрузки |
Медицина, силовые агрегаты, техника |
ИБП, уличное освещение, силовые агрегаты |
Выводы
Аккумуляторные батареи и отдельные элементы питания выбираются в зависимости от необходимых характеристик. Лучшим набором рабочих параметров обладают Li-ion модели, причем они производятся с различным типом химии. Для автономного питания цифровой техники широко используются литий-кобальтовые элементы, характеризующиеся высокой плотностью энергии.
Литий-марганцевые ХИТ термически стабильны, допускают высокие токи заряда и разряда, поэтому успешно используются для питания мощных инструментов, электротранспорта, медицинского оборудования. Комбинация никеля, марганца и кобальта (NMC) обеспечивает Li-ion аккумуляторам отличные рабочие параметры и делает их лучшим выбором для мощных инструментов, персонального электротранспорта и различных силовых агрегатов.
Литий-железо-фосфатные АКБ имеют высокие значения силы тока, малое сопротивление и долгий срок службы. К тому же, они термически и химически стабильны, максимально безопасны в использовании и имеют широкий диапазон температур. Часто LiFePO4 применяются в качестве тяговых батарей для различных видов транспорта, складской техники, катеров, яхт, моторных лодок.
В нашей предыдущей статье рассказывается о BMS платах для электротранспорта.