Как правильно заряжать аккумулятор электроскутера
Чтобы полноценно использовать возможности электроскутера, важно заботиться о его аккумуляторной батарее. От ее состояния зависит, будет ли электромотор получать необходимую ему энергию для нормальной работы и сколько он сможет проезжать на 1 заряде. Прежде всего, АКБ должна иметь подходящие характеристики: достаточный запас емкости для длительны х поездок, необходимое напряжение (в соответствии с вольтажом мотора) и высокую токоотдачу (чтобы не перегреваться при высоких нагрузках).
При выборе батареи для электроскутера важно не только получить хорошие технические характеристики, но и не утяжелять скутер. Поэтому вместо тяжелых свинцово-кислотных аккумуляторов с гелеобразным электролитом предпочтительно использовать легкие и емкие Li-ion модели. Для мощных скутеров лучше всего подходят АКБ типа LiFePO4. Кроме высоких токов разряда, они сохраняют работоспособность на морозе, не склонны к возгоранию в нештатных ситуациях и имеют ресурс более 2000 циклов заряд-разряд.
Забота о батарее
Какой бы хорошей ни была АКБ, для ее эффективной работы и продления срока службы важно соблюдать правила эксплуатации. В сложном обслуживании батареи типа Li-ion и LiFePO4 не нуждаются. Пользователю достаточно правильно заряжать электроскутер и бережно его использовать: избегать механических повреждений, не использовать для мойки аппараты высокого давления, без промедлений реагировать на возникающие неполадки и вовремя менять изношенные детали.
Повседневная забота об аккумуляторной батарее сводится к ее периодической зарядке. Литиевые аккумуляторы не любят подолгу оставаться в разряженном состоянии. К тому же, без заряженной АКБ персональный электротранспорт далеко не поедет. Далее мы подробно расскажем о том, как правильно заряжать электроскутер, чтобы не ускорять износ аккумуляторной батареи и как можно дольше не думать о ее замене.
Как заряжать АКБ электроскутера?
В вопросе, сколько и как заряжать электроскутер (вернее, его аккумуляторную батарею), есть 10 основных правил:
- Следуйте рекомендациям производителя, изложенным в инструкции к используемой батарее.
- Не допускайте полного разряда АКБ. При глубоком разряде и длительном пребывании в таком состоянии литиевые аккумуляторы теряют свой ресурс и технические характеристики. В их внутренней структуре происходят необратимые измерения, в т. ч. увеличивается риск роста дендритов и возникновения внутреннего короткого замыкания. Не зря при критическом падении напряжения (при продолжительном хранении разряженных элементов питания) BMS плата уходит в защиту и не дает зарядить АКБ.
- Ставьте батарею заряжаться, не дожидаясь ее разряда до 20%. Li-ion аккумуляторы не имеют ощутимого эффекта памяти, поэтому их не нужно по максимуму разряжать перед подключением к зарядному устройству и сети. Для них допустим и частичный, и дробный заряд, и подключение к ЗУ при произвольном уровне остаточного заряда.
- Время от времени заряжайте АКБ полностью. Это особенно важно для батарей с пассивными балансирами, которые включаются в работу и выравнивают заряд между ячейками на последнем этапе зарядки.
- Используйте «родное» зарядное устройство или его аналог, соответствующий заряжаемой батарее по всем параметрам. ЗУ должно:
- быть предназначено для АКБ конкретного типа (Li-ion, LiFePO4) – например, зарядники для литий-ионных батарей заряжают ячейки до 4,2 В на элемент, а модели для литий-железо-фосфатных сборок – до 3,65 В на элемент;
- для литиевых батарей – работать по алгоритму CC/CV (вначале этап быстрой зарядки постоянным током, а затем дозарядка при постоянном напряжении);
- иметь необходимое напряжение (Uвых=UАКБ);
- обеспечивать оптимальные токи заряда – чтобы батарея заряжалась по возможности быстро, но правильно, без риска перегрева, химической деградации и выхода из строя. Для Li-ion аккумов, в зависимости от используемого материала катода, оптимальными считаются зарядные токи от 0,2С до 1С, для моделей подвида LiFePO4 – до 5С, а в режиме быстрой зарядки для них допустимо повышение тока до 10С.
- Заряжайте литиевые АКБ в сухом и чистом помещении, вдали от источников тепла или огня, при температуре от +5 до +20 °С (в крайнем случае – от +1 до +40 °С). Не накрывайте батарею и ЗУ. Пользуйтесь исправными розетками.
- После поездки в морозную погоду дайте батарее отогреться – перед зарядкой оставьте ее на пару часов в помещении с плюсовой температурой.
- Не допускайте перезаряда. Его вероятность сводится к нулю, если использовать правильное зарядное устройство и батарею с BMS платой. Поэтому БМС плата обязательно устанавливается для мониторинга рабочих параметров и защиты АКБ от всевозможных рисков. Тем не менее, желательно не оставлять заряжаемую батарею без присмотра, а когда индикатор сообщит о завершении процесса (обычно – зеленый огонек), отключить зарядное устройство от розетки и АКБ.
- Перед сезонным хранением или другим периодом продолжительного простоя заряжайте АКБ до уровня 40–60%.
- Для компенсации саморазряда подзаряжайте неиспользуемую батарею раз в 3 месяца.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сохранить циклический ресурс батареи, избежать ее преждевременного старения, ухудшения технических характеристик и полного выхода из строя.
Алгоритм зарядки
Перед тем как заряжать электроскутер, съемную батарею рекомендуется извлечь из аккумуляторного отсека и занести в сухое помещение с температурой +5 до +20 °С. Вилку зарядного устройства включите в розетку стандартной сети 220 В. При этом должен зажечься зеленый индикатор, сигнализирующий об исправности ЗУ и его готовности к работе. Теперь подключите ЗУ к разъему батареи и дайте ей время зарядиться.
Сколько времени для этого потребуется – зависит от характеристик АКБ, степени ее разряда и величины зарядных токов ЗУ. В среднем на восполнение емкости может уйти от 4 до 10 часов. О завершении процесса сообщит световой индикатор (обычно красный огонек сменяется зеленым). После этого остается только извлечь вилку из розетки, а штекер – из разъема батареи.
Ранее в блоге VirtusTec вышла статья со сравнением характеристик Li-ion и LiFePO4 аккумуляторов.