Какой аккумулятор лучше для эхолота
Эхолот – полезный прибор, который использует звуковые импульсы для исследования структуры и рельефа дна, мониторинга толщи воды под судном, обнаружения рыбы и разных подводных объектов. Благодаря таким девайсам рыбалка становится более приятной и результативной. Но для продолжительного использования таких приборов в автономном режиме необходим независимый источник питания – достаточно мощная и емкая аккумуляторная батарея.
Требование к АКБ для эхолота
Хороший аккумулятор для эхолота – обязательное условие для полноценной работы и эффективного использования прибора. Если используемый накопитель энергии имеет недостаточную емкость, не справляется с нагрузкой, быстро разряжается или вообще вышел из строя, нужно купить новую работоспособную АКБ с подходящими характеристиками.
Прежде всего, она должна иметь:
- герметичный корпус;
- не склонный к протеканию электролит;
- способность работать в любом, а не только в строго вертикальном положении;
- невосприимчивость к тряскам, вибрациям, колебаниям;
- небольшие размеры, соответствующие параметрам посадочного места – обычно аккумулятор устанавливают в пространство под полкой для эхолота;
- легкий вес – чтобы не утяжелять лодку и не усложнять транспортировку используемых устройств;
- способность эффективно работать в циклическом режиме заряд-разряд;
- устойчивость к глубоким разрядам;
- высокий класс пылевлагозащиты – не менее IP 65 (полная герметичность и защита от струй воды любой направленности);
- в идеале – наличие прочного герметичного кейса с удобной ручкой для переноски;
- стандартное напряжение 12 В – оно подходит для практически всех эхолотов и многих других приборов;
- достаточный запас емкости для многочасовой работы в автономном режиме.
Расчет емкости
Чтобы рассчитать подходящую емкость АКБ, умножьте ток питания эхолокационного устройства на нужное вам время его автономной работы и добавьте 20% (используемая емкость большинства накопителей энергии не превышает 80%). Например, 1,5 А х 6 ч = 9 А·ч + 20% ≈ 11 А·ч. Потребляемый ток указывается в паспорте эхолота. Увеличенный запас емкости особенно важен для питания многофункциональных эхолотов, оснащенных цветным ЖК дисплеем, навигатором, картплоттером или другими дополнениями с повышенным потреблением энергии.
Кроме того, более емкая батарея понадобится, если вы намерены подключать к ней другие устройства, например, осветительные приборы при ночной рыбалке. В среднем для автономного питания эхолотов и сопутствующих устройств используют АКБ с запасом емкости от 9 до 25 ампер-часов и выше. Все зависит от суммарного потребляемого тока (или мощности) используемых устройств и желаемого времени их автономной работы в течение 1 цикла разряда батареи.
Чтобы выяснить, какая АКБ вам нужна в зависимости от потребляемой мощности подключаемых к ней приборов, обратите внимание на такой параметр как мощность или энерговооруженность батареи в ватт-часах. Это произведение напряжения АКБ и ее емкости. Например, батарея с номинальным напряжением 12 В и емкостью 11 А·ч имеет энерговооруженность 12х11=132 Вт·ч. По этому параметру легко определить, сколько часов батарея сможет питать подключенную к ней нагрузку, в зависимости от потребляемой мощности используемых приборов.
Типы аккумуляторов для эхолокационных устройств
При выборе аккумулятора для эхолота рассматривают модели 4 типов:
- AGM – свинцово-кислотные АКБ с электролитом, абсорбированным в пористом стекловолокне. В продаже есть модели, созданные для работы в буферном и циклическом режиме. Их ресурс невысок – до 300 циклов, и по остальным характеристикам AGM-аккумуляторы уступают конкурентам.
- GEL – свинцово-кислотные модели с гелеобразным электролитом. Они более устойчивы к глубоким разрядам, отрабатывают до 700 циклов и подходят для использования при низких температурах. Часто применяются в качестве лодочных аккумуляторов для питания электромоторов и бортового оборудования, т.к. не боятся вибраций, могут работать в положении на боку и обеспечивают хорошую токоотдачу.
- Li-ion – выигрывают у свинцовых аккумуляторов по удельной емкости, циклическому ресурсу, уровню саморазряда и комфорту использования. Не имеют выраженного эффекта памяти, допускают дробный заряд, отрабатывают до 1000 циклов, обеспечивают стабильную токоотдачу. Эффективны в использовании при температуре не ниже –10 °С. Рассчитаны на интенсивное применение в циклическом режиме. Имеют номинальное напряжение 3,6 или 3,7 В на элемент. Для набора нужного вольтажа последовательно соединяются в батарею: 3х3,7=11,1 В, 4х3,7=14,8 В. Получить ровно 12 В не получится, но отклонения в любую сторону допустимы.
- LiFePO4 – особый подвид Li-ion аккумуляторов с увеличенным ресурсом (более 2000 циклов), морозостойкостью и повышенной устойчивостью к токовым нагрузкам. Такие аккумуляторы подходят для жестких условий эксплуатации, максимально устойчивы к глубоким разрядам и сохраняют работоспособность при температуре от -40 до +60 °C. Элементы питания с этим типом химии имеют номинальный вольтаж 3,2 или 3,3 В. Для сборки АКБ с номинальным напряжением 12 В последовательно соединяют 4 LFP аккумулятора: 4х3,2=12,8 В. Небольшой запас напряжения делает батарею более мощной, поэтому при выборе между большим и меньшим значением напряжения лучше предусмотреть запас.
Выводы
Для автономного питания эхолота можно взять любой герметичный необслуживаемый аккумулятор, предназначенный для работы в циклическом режиме заряд-разряд. Это может быть свинцово-кислотный аккум с абсорбированным в стекловолокне (AGM) или гелеобразным электролитом (GEL, мультигель), современная батарея типа Li-ion или LiFePO4. Конечно же, литиевые АКБ эффективнее и легче свинцовых моделей. Например, аккумулятор подвида LiFePO4 с напряжением 12 V и емкостью 25 A·h весит 3,5 кг, а его свинцовый AGM-аналог – 9 кг.
Поэтому в рейтинге аккумуляторов с разными типами химии лидируют модели LiFePO4 и Li-ion. Причем для жестких условий эксплуатации и высоких токовых нагрузок предпочтительны литий-железо-фосфатные АКБ. Они имеют наиболее стабильную химическую структуру, сохраняют емкость и обеспечивают стабильную токоотдачу даже на морозе, не боятся тряски и глубоких разрядов.
Что касается технических параметров, для эхолокационных устройств обычно используют АКБ напряжением 12 В, емкостью 9–25 А·ч и выше, в зависимости от величины потребляемого тока и нужной автономности. Размеры аккумуляторного блока должны соответствовать параметрам посадочного места, обычно – размерам ниши под полкой для эхолота.
Чтобы уберечь батарею от попадания воды, ее желательно поместить в прочный влагозащищенный кейс из ударопрочного пластика с герметичными разъемами и удобной ручкой для переноски. Если на корпусе будет установлен индикатор заряда, вы сможете четко отслеживать оставшуюся емкость батареи и примерно рассчитывать, на сколько часов работы ее хватит.
В предыдущей статье блога VirtusTec.ru мы рассказали о перспективах замены Li-ion аккумуляторов.