г. Москва, Выборгская улица д. 20, корп. 2

Какой аккумулятор лучше для эхолота

Содержание статьи

эхолот фотоЭхолот – полезный прибор, который использует звуковые импульсы для исследования структуры и рельефа дна, мониторинга толщи воды под судном, обнаружения рыбы и разных подводных объектов. Благодаря таким девайсам рыбалка становится более приятной и результативной. Но для продолжительного использования таких приборов в автономном режиме необходим независимый источник питания – достаточно мощная и емкая аккумуляторная батарея.

Требование к АКБ для эхолота

Хороший аккумулятор для эхолота – обязательное условие для полноценной работы и эффективного использования прибора. Если используемый накопитель энергии имеет недостаточную емкость, не справляется с нагрузкой, быстро разряжается или вообще вышел из строя, нужно купить новую работоспособную АКБ с подходящими характеристиками.

Прежде всего, она должна иметь:

  • герметичный корпус;
  • не склонный к протеканию электролит;
  • способность работать в любом, а не только в строго вертикальном положении;
  • невосприимчивость к тряскам, вибрациям, колебаниям;
  • небольшие размеры, соответствующие параметрам посадочного места – обычно аккумулятор устанавливают в пространство под полкой для эхолота;
  • легкий вес – чтобы не утяжелять лодку и не усложнять транспортировку используемых устройств;
  • способность эффективно работать в циклическом режиме заряд-разряд;
  • устойчивость к глубоким разрядам;
  • аккумулятор для эхолотавысокий класс пылевлагозащиты – не менее IP 65 (полная герметичность и защита от струй воды любой направленности);
  • в идеале – наличие прочного герметичного кейса с удобной ручкой для переноски;
  • стандартное напряжение 12 В – оно подходит для практически всех эхолотов и многих других приборов;
  • достаточный запас емкости для многочасовой работы в автономном режиме.

Расчет емкости

Чтобы рассчитать подходящую емкость АКБ, умножьте ток питания эхолокационного устройства на нужное вам время его автономной работы и добавьте 20% (используемая емкость большинства накопителей энергии не превышает 80%). Например, 1,5 А х 6 ч = 9 А·ч + 20% ≈ 11 А·ч. Потребляемый ток указывается в паспорте эхолота. Увеличенный запас емкости особенно важен для питания многофункциональных эхолотов, оснащенных цветным ЖК дисплеем, навигатором, картплоттером или другими дополнениями с повышенным потреблением энергии.

Кроме того, более емкая батарея понадобится, если вы намерены подключать к ней другие устройства, например, осветительные приборы при ночной рыбалке. В среднем для автономного питания эхолотов и сопутствующих устройств используют АКБ с запасом емкости от 9 до 25 ампер-часов и выше. Все зависит от суммарного потребляемого тока (или мощности) используемых устройств и желаемого времени их автономной работы в течение 1 цикла разряда батареи.

Чтобы выяснить, какая АКБ вам нужна в зависимости от потребляемой мощности подключаемых к ней приборов, обратите внимание на такой параметр как мощность или энерговооруженность батареи в ватт-часах. Это произведение напряжения АКБ и ее емкости. Например, батарея с номинальным напряжением 12 В и емкостью 11 А·ч имеет энерговооруженность 12х11=132 Вт·ч. По этому параметру легко определить, сколько часов батарея сможет питать подключенную к ней нагрузку, в зависимости от потребляемой мощности используемых приборов.

Артикул:2519
В наличии
5 005
Артикул:2521
В наличии
6 138
Артикул:2528
В наличии
7 836
Артикул:2536
В наличии
11 801

Типы аккумуляторов для эхолокационных устройств

Аккумулятор для эхолота фото

При выборе аккумулятора для эхолота рассматривают модели 4 типов:

  1. AGM – свинцово-кислотные АКБ с электролитом, абсорбированным в пористом стекловолокне. В продаже есть модели, созданные для работы в буферном и циклическом режиме. Их ресурс невысок – до 300 циклов, и по остальным характеристикам AGM-аккумуляторы уступают конкурентам.
  2. GEL – свинцово-кислотные модели с гелеобразным электролитом. Они более устойчивы к глубоким разрядам, отрабатывают до 700 циклов и подходят для использования при низких температурах. Часто применяются в качестве лодочных аккумуляторов для питания электромоторов и бортового оборудования, т.к. не боятся вибраций, могут работать в положении на боку и обеспечивают хорошую токоотдачу.
  3. Li-ion – выигрывают у свинцовых аккумуляторов по удельной емкости, циклическому ресурсу, уровню саморазряда и комфорту использования. Не имеют выраженного эффекта памяти, допускают дробный заряд, отрабатывают до 1000 циклов, обеспечивают стабильную токоотдачу. Эффективны в использовании при температуре не ниже –10 °С. Рассчитаны на интенсивное применение в циклическом режиме. Имеют номинальное напряжение 3,6 или 3,7 В на элемент. Для набора нужного вольтажа последовательно соединяются в батарею: 3х3,7=11,1 В, 4х3,7=14,8 В. Получить ровно 12 В не получится, но отклонения в любую сторону допустимы.
  4. LiFePO4 – особый подвид Li-ion аккумуляторов с увеличенным ресурсом (более 2000 циклов), морозостойкостью и повышенной устойчивостью к токовым нагрузкам. Такие аккумуляторы подходят для жестких условий эксплуатации, максимально устойчивы к глубоким разрядам и сохраняют работоспособность при температуре от -40 до +60 °C. Элементы питания с этим типом химии имеют номинальный вольтаж 3,2 или 3,3 В. Для сборки АКБ с номинальным напряжением 12 В последовательно соединяют 4 LFP аккумулятора: 4х3,2=12,8 В. Небольшой запас напряжения делает батарею более мощной, поэтому при выборе между большим и меньшим значением напряжения лучше предусмотреть запас.

Выводы

Для автономного питания эхолота можно взять любой герметичный необслуживаемый аккумулятор, предназначенный для работы в циклическом режиме заряд-разряд. Это может быть свинцово-кислотный аккум с абсорбированным в стекловолокне (AGM) или гелеобразным электролитом (GEL, мультигель), современная батарея типа Li-ion или LiFePO4. Конечно же, литиевые АКБ эффективнее и легче свинцовых моделей. Например, аккумулятор подвида LiFePO4 с напряжением 12 V и емкостью 25 A·h весит 3,5 кг, а его свинцовый AGM-аналог – 9 кг.

Аккумулятор 12 вольт фото

Поэтому в рейтинге аккумуляторов с разными типами химии лидируют модели LiFePO4 и Li-ion. Причем для жестких условий эксплуатации и высоких токовых нагрузок предпочтительны литий-железо-фосфатные АКБ. Они имеют наиболее стабильную химическую структуру, сохраняют емкость и обеспечивают стабильную токоотдачу даже на морозе, не боятся тряски и глубоких разрядов.

Что касается технических параметров, для эхолокационных устройств обычно используют АКБ напряжением 12 В, емкостью 9–25 А·ч и выше, в зависимости от величины потребляемого тока и нужной автономности. Размеры аккумуляторного блока должны соответствовать параметрам посадочного места, обычно – размерам ниши под полкой для эхолота.

Чтобы уберечь батарею от попадания воды, ее желательно поместить в прочный влагозащищенный кейс из ударопрочного пластика с герметичными разъемами и удобной ручкой для переноски. Если на корпусе будет установлен индикатор заряда, вы сможете четко отслеживать оставшуюся емкость батареи и примерно рассчитывать, на сколько часов работы ее хватит.

В предыдущей статье блога VirtusTec.ru мы рассказали о перспективах замены Li-ion аккумуляторов.

  • Статья обновлена: 04 ноября 2023 г.
  • 04 ноября 2023 г.
  • 934 просмотра
  • 0 комментариев
Особенности зарядки различных типов аккумуляторов для поломоечных машин
Предыдущая
Особенности зарядки различных типов аккумуляторов для поломоечных машин
Следующая
Как проверить АКБ ИБП на работоспособность?
Как проверить АКБ ИБП на работоспособность?
RU Москва