г. Москва, ул. Космонавта Волкова д,12

Как проверить АКБ ИБП на работоспособность?

Содержание статьи

Аккумуляторная батарея – важнейшая часть источника бесперебойного питания. От ее работоспособности зависит, сможет ли ИБП выполнять свои задачи: обеспечивать резервное питание ответственной нагрузки. Часто в бесперебойниках используют необслуживаемые свинцово-кислотные АКБ напряжением 12 В и емкостью от 4,5 до 250 А·ч. В современных ИБП в роли источников питания применяются более эффективные литий-ионные АКБ.

При возникновении неполадок в работе бесперебойника в первую очередь проверяют аккумуляторную батарею. Она считается самым уязвимым местом, т.к. со временем исчерпывает свой ресурс, теряет в характеристиках и выходит из строя. Диагностика аккумуляторов позволяет определить их состояние и понять, какие меры нужны для восстановления рабочего состояния UPS – ремонт или замена аккумуляторного блока. При нормальной работе бесперебойника также нужно периодически проверять состояние его аккумуляторов, чтобы по возможности продлить срок их службы.

Признаки неисправности ИБП

Аккумуляторные батареи фото

Типичные симптомы неполадок с аккумуляторами бесперебойника – это:

  • сигнал от самого UPS – например, с помощью индикатора «Replace Battery»;
  • сокращение времени работы при отключении внешнего питания;
  • проблемы с запуском;
  • отключение сразу после запуска.

Причины неполадок бывают разными – от поломки зарядного устройства и превышения допустимой нагрузки на UPS до короткого замыкания в обслуживаемой сети и химической деградации аккумуляторов. Со временем в источниках питания любого типа происходят необратимые изменения. В свинцово-кислотных аккумах происходит сульфатация и разрушение пластин, их замыкание, изменение состава электролита. В литий-ионных моделях естественный износ сопровождается снижением способности электродов встраивать ионы лития, замедленным протеканием окислительно-восстановительных реакций, ростом дендритов.

Если батарея выработала свой ресурс, восстановить ее не получится. В таком случае нужна замена старого аккумуляторного блока. Если же аккумуляторы относительно новые, но почему-то стали работать хуже, необходимо провести их диагностику с последующим устранением обнаруженных неисправностей.

Артикул:3454
В наличии
6 485
Артикул:4708
В наличии
13 751
Артикул:4711
В наличии
56 254
Артикул:4719
В наличии
18 283

Алгоритм проверки аккумулятора ИБП

Перед тем как проверять аккумуляторы в ИБП, нужно отключить батарейный блок от устройства и извлечь его из корпуса. Есть несколько способов проверить состояние батарейного блока UPS: осмотр, изменение напряжения, проверка через меню UPS и контроль температуры.

Осмотр

Посмотрите, не вздулись ли аккумуляторы, иначе использовать их недопустимо. Вздутие происходит из-за перегрева, превышения допустимых токовых нагрузок, коротком замыкании или химической деградации накопителей энергии. Такие источники питания подлежат замене. Кроме того, при осмотре обратите внимание на герметичность корпуса, отсутствие следов коррозии, протечек и других дефектов.

При визуальном контроле свинцово-кислотных блоков проверьте их на эффект «погремушки»: слегка потрясите и послушайте, не гремят ли компоненты внутри корпуса. Такой эффект наблюдается при высыхании электролита и также свидетельствует о выходе батареи из строя.

Измерение напряжения

Батареи ибп фото

Возьмите мультиметр или вольтметр, измерьте общее напряжение батареи и каждого элемента питания в отдельности. Сопоставьте их со значениями рабочего диапазона. Для аккумуляторного блока на 12 В рабочий диапазон составляет от 10,5 до 13,5 В. Для Li-ion аккумуляторов рабочий диапазон составляет от 2,8 до 4,2 В на элемент, для моделей LiFePO4 – от 2 до 3, 65 В на ячейку.

Если измеренное напряжение ниже минимального значения, значит, аккумулятор глубоко разряжен. В результате UPS не запускается в работу. При критическом разряде накопителей энергии зарядить их не получится, т.к. во внутренней структуре произошли необратимые процессы старения и деградации.

Если измеренное напряжение в допустимых пределах, возьмите мультиметр и проверьте, одинаков ли вольтаж у разных ячеек сборки. Разбег не должен превышать 0,2–0,3 В, иначе одни из ячеек будут работать на износ, а другие – с меньшим расходованием емкости. Такой разбаланс снижает эффективность использования аккумуляторных блоков и приводит к их преждевременному выходу из строя.

Проверка под нагрузкой

Кроме напряжения, стоит проверить остаточную емкость аккумуляторов. Вначале отключите АКБ от нагрузки и зарядите ее исправным зарядным устройством с подходящими параметрами. Затем подключите нагрузку – небольшой и достаточно мощный потребитель энергии. В качестве нагрузки обычно используют автомобильную лампочку дальнего света. Чем мощнее тестирующая нагрузка, тем короче цикл разрядки, но и точность диагностики при этом снижается.

Проверьте, не просаживается ли напряжение АКБ при подключении лампочки, не падает ли ее яркость. Если такие симптомы есть, аккумуляторы необходимо заменить: их дальнейшее использование не будет эффективным. Время свечения лампочки, подсоединенной к исправной батарее, определяют по формуле: t=Q/(P/U).

Здесь Q – номинальная емкость источника питания, P – мощность потребителя энергии, U – выходное напряжение. Например, при работе от аккумулятора емкостью 5 А·ч и напряжением 12 В лампочка мощностью 50 Вт должна светить чуть дольше часа. Проходить весь цикл разряда не обязательно: если значительной просадки напряжения не наблюдается, аккумуляторы работоспособны.

Диагностика через меню бесперебойника

Если UPS имеет такую функцию и дисплей для вывода информации, вы можете быстро проверить напряжение элементов питания и всей сборки, их емкость, уровень заряда, ориентировочное время автономной работы и температуру аккумуляторов. Это поможет определить состояние аккумуляторного блока и выявить возможные неполадки, даже не отключая его. В «умных» бесперебойниках предусмотрена функция тестирования АКБ с информированием пользователя о результатах.

Контроль температуры

Проверить, не перегревается ли аккумуляторный блок, можно тактильно или с помощью специального прибора: контактного термометра, тепловизора или датчика температуры. Перегрев батареи (повышение ее температуры более чем на 10 °C) свидетельствует о ее неисправности и необходимости замены.

Когда аккумуляторы исправны, а токи заряда или разряда не превышают допустимые значения, они не должны перегреваться. Повышение температуры говорит об увеличении внутреннего сопротивления элементов питания, протекании необратимых процессов деградации в их структуре и небезопасности их дальнейшего использования.

Выводы

Проверить состояние аккумуляторного блока ИБП можно разными способами – от визуального мониторинга до использования специальных приборов, тестеров и нагрузочных стендов. Если аккумуляторы быстро теряют емкость, работают со значительными просадками напряжения под нагрузкой, не берут заряд при зарядке или перегреваются при работе, скорее всего, они выработали свой ресурс и восстановлению не подлежат. Таким накопителям энергии необходима замена.

Ранее в блоге VirtusTec вышла статья о правилах зарядки аккумуляторной батареи электроскутера

  • Статья обновлена: 27 октября 2023 г.
  • 27 октября 2023 г.
  • 11953 просмотра
  • 0 комментариев
Какой аккумулятор лучше для эхолота
Предыдущая
Какой аккумулятор лучше для эхолота
Следующая
Аккумуляторы для электрокардиографа
Аккумуляторы для электрокардиографа
RU Москва