Какую тяговую АКБ для погрузчика лучше выбрать
Погрузчики на электротяге бывают разных типов и модификаций, включая ричтраки, боковые модели, штабелеры, гидравлические тележки. Эти и другие виды напольного складского спецтранспорта оснащают тяговыми АКБ, рассчитанными на интенсивную эксплуатацию в циклическом режиме заряд-разряд. От характеристик используемых батарей зависит эффективность работы техники, ее окупаемость и способность закрыть потребности бизнеса.
Критерии выбора тяговых батарей
Перед покупкой тяговых АКБ для погрузчиков стоит обратить внимание на следующие параметры:
- Технология изготовления – от нее зависят и эксплуатационные характеристики, и вес, и требования к обслуживанию батареи. Кроме того, тип химии влияет на циклический ресурс автономного источника питания.
- Напряжение – вольтаж аккумуляторов должен соответствовать рабочему напряжению электромотора погрузчика.
- Емкость – чем выше ее значение, тем дольше батарея сможет обеспечивать работу оборудования в течение каждого цикла. Тяговые аккумуляторы позволяют использовать на питание нагрузки до 80–90% накапливаемой энергии.
- Размеры – убедитесь, что габариты выбранной АКБ не превышают параметров аккумуляторного отсека, чтобы накопитель энергии без проблем поместился в отведенное ему пространство.
- Масса – ее оптимальные значения также указывают в техпаспорте или руководстве по эксплуатации электропогрузчика. Причем производители рекомендуют именно такой весовой диапазон, при соблюдении которого техника будет сохранять устойчивость при подъеме на вилах тяжелых грузов.
- Тип разъемов и необходимая длина кабеля для подключения батареи к электропогрузчику.
Виды аккумуляторных батарей для погрузчиков
Для установки на электропогрузчики и подобную им технику применяют тяговые батареи. Они отличаются от пусковых автомобильных аккумуляторов способностью длительно, в течение нескольких часов отдавать накопленную энергию в нагрузку и обеспечивать работу оборудования до тех пор, пока не разрядятся до допустимого значения. При разряде они обеспечивают стабильную токоотдачу без значительных просадок напряжения, а затем заряжаются от обычной розетки.
Но не все тяговые АКБ одинаковы – на их рабочие параметры влияет химический состав и используемая технология. Как и остальные виды складской или клининговой техники, электропогрузчики оснащают батареями 3 типов: свинцово-кислотными с жидким электролитом, их усовершенствованной версией со связанным или гелеобразным электролитом и современными литиевыми (LiFePO4).
Свинцовые обслуживаемые АКБ
Батареи с жидким электролитом требуют систематического обслуживания – чистки контактов, измерения плотности электролита и доливки дистиллированной воды по мере его испарения. Заряжать их нужно в специально организованном зарядном помещении с принудительной вентиляцией. Для обслуживания большого количества таких накопителей следует оснастить зарядную комнату вентиляционной системой, станциями для промывки глаз с душем, наборами для разлива, а также продумать действия по локализации и сбору разлитого электролита.
Ввиду использования жидкого электролита такие ХИТ необходимо всегда держать вертикально, чтобы не допустить утечки. Аккумуляторы этого типа дешевле остальных, но и сложнее в эксплуатации. К тому же, при одинаковых технических характеристиках они самые габаритные и тяжеловесные. И еще – свинцовые батареи с жидким электролитом запрещено использовать в пищевой промышленности.
Срок службы таких аккумуляторов достигает 500 циклов, но может быть еще меньше из-за преждевременной сульфатации пластин. Этот процесс усиливается при нарушении правил эксплуатации АКБ, например, при их хранении в разряженном состоянии. С увеличением сульфатации снижаются рабочие характеристики аккумуляторов: ухудшается токоотдача, уменьшается восстанавливаемая емкость, сокращается время работы на 1 заряде.
Свинцовые необслуживаемые аккумуляторы
К этой группе относятся герметичные свинцово-кислотные АКБ – изготавливаемые по технологии AGM, AGM мультигель или GEL. Вместо водного раствора серной кислоты они используют аналогичный электролит в связанной стекловолокном или гелеобразной форме. Благодаря этому исключается вероятность утечки электролита, а также решается проблема сульфатации пластин и сводится к минимуму риск КЗ из-за их осыпания.
Да и в целом характеристики у герметичных свинцовых аккумуляторов выше, чем у моделей с жидким электролитом. Например, их рабочий ресурс достигает 700 циклов. К тому же, они не выделяют вредных газов при зарядке, не нуждаются в специальном зарядном помещении и могут использоваться даже на предприятиях пищевой промышленности. Но и цена у них выше примерно вдвое.
Литиевые батареи
Лучшим выбором для электропогрузчиков разных типов и другой электрической самоходной техники выступают аккумуляторы на литиевой основе – LiFePO4. Они не перегреваются при высоких токовых нагрузках, обеспечивают стабильное питание оборудования, не боятся глубоких разрядов и жестких условий эксплуатации. В частности, они морозоустойчивы, поэтому используются даже в холодильных и морозильных камерах.
Дополнительными преимуществами литий-железо-фосфатных батарей являются:
- большой срок службы – выше 2000 циклов;
- устойчивость к химической деградации;
- высокая удельная емкость;
- герметичная необслуживаемая конструкция;
- безопасность эксплуатации – отсутствие вредных испарений, несклонность к возгоранию, наличие BMS платы для мониторинга рабочих параметров и минимизации всевозможных рисков;
- широкие возможности использования – в т. ч. на складах с продуктами питания и предприятиях пищевой промышленности;
- быстрая зарядка;
- возможность дробной подзарядки во время простоев и эксплуатации в режиме 24/7 (с перерывами в удобное время на зарядку);
- ремонтопригодность – такие батареи состоят из одинаковых элементов питания, соединенных по определенной схеме, и если какая-то ячейка преждевременно выходит из строя, ее можно заменить.
Выводы
Лучшими на сегодня остаются тяговые АКБ литиевого типа, в частности, с формулой катода LiFePO4. Они превосходят конкурентов по всем параметрам – от удобства применения до срока службы. Что касается цены, на старте LFP батареи обходятся дороже, но в процессе эксплуатации и в пересчете на стоимость каждого рабочего цикла они оказываются более выгодным приобретением, чем свинцовые аналоги.
Поэтому мы рекомендуем устанавливать на электропогрузчики и подобную им технику Li-ion батареи, а если мощность электромотора выше 750 Вт – именно модели подвида LiFePO4. Пока им нет равных по эффективности, функциональности и техническим характеристикам.
В продолжение темы предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей из блога VirtusTec – о замене свинцовых батарей на литиевые.