Сравнение качеств литий-ионных и литий-железо-фосфатных призматических аккумуляторов
Среди всех видов существующих сегодня аккумуляторов наилучшие характеристики имеют модели Li-ion и LiFePO4. Фактически литий-железо-фосфатные элементы питания – это подвид литий-ионных аккумуляторов, который выделен в отдельную категорию из-за отличающихся технических характеристик. Рассмотрим подробнее, что общего у литиевых ячеек этих типов и чем они различаются.
Особенности конструкции
В структуре любого Li-ion аккумулятора есть слой анода (обычно графита) на медной фольге и слой катода (бывает из разных материалов) на алюминиевой фольге. Между ними находится пористый сепаратор с пропиткой из этилен-карбонатного электролита. В качестве катода у литий-ионных элементов с большими токами разряда и заряда используется соединение LiMn2O4, у банок с максимальным запасом емкости – LiCoO2 или LiNiCoAlO2, у ячеек с уравновешенным сочетанием емкости и допустимых токов – LiNiMnCoO2.
От материала катода напрямую зависят технические характеристики элементов. Когда в роли катодного материала применяется соединение LiFePO4, получаются морозостойкие аккумуляторы с очень устойчивой химической структурой, высокими значениями допустимых токов заряда-разряда и увеличенным циклическим ресурсом. Но напряжение у них ниже, чем у большинства Li-ion элементов: номинальное значение 3,2–3,3 В на элемент вместо 3,6–3,7 В, рабочий диапазон – 2,5–3,65 В вместо диапазона 3–4,2 В.
Что касается формы и размеров аккумуляторов обоих типов, они бывают разными. От размеров зависит емкость, а форма бывает в виде цилиндра или призмы – в зависимости от принципа сворачивания фольги. Снаружи и цилиндрические банки Li-ion, и призматические аккумуляторы LiFePO4 герметично покрывают защитной оболочкой из стали или алюминиевого сплава.
Схожие характеристики
Схожими качествами Li-ion и LFP аккумуляторов являются:
- большой запас емкости при легком весе и компактных размерах, но при одном и том же емкостном запасе аккумуляторы LiFePO4 немного тяжелее и крупнее (примерно на 15%);
- отсутствие эффекта памяти;
- возможность быстрого и частичного заряда;
- минимальный саморазряд;
- возможность сборки аккумуляторных батарей с любыми значениями напряжения и емкости (приблизительно) – путем последовательно-параллельного соединения ячеек.
Важные различия
В таблице приведены основные характеристики, которые у элементов питания Li-ion и LFP неодинаковы:
Критерий сравнения |
Li-ion |
LiFePO4 |
Номинальный вольтаж |
3,6 или 3,7 В |
3,2 или 3,3 В на ячейку |
Диапазон напряжений при работе |
≈3–4,2 В |
≈2,5–3,65 В |
Удельная емкость |
Зависит от материала катода, так, у содержащих марганец моделей класса IMR – 100–150 Вт·ч/кг, у более емких подвидов – до 200 Вт·ч/кг. |
90–120 Вт·ч/кг |
Безопасные токи заряда |
Зависит от материала катода, самые большие у высокотоковых ячеек – до 3С. |
До 5С. |
Допустимые токи разряда |
У высокотоковых аккумуляторов – до 10С, кратковременно – до 50С. |
До 25С в постоянном режиме. |
Устойчивость к сильным разрядам |
Допускается разряд до 20%, а при разряде в ноль ускоряется процесс естественного старения и химической деградации. |
Высокая, допустимы глубокие разряды. Благодаря стабильной химической структуре, разряды в ноль практически не влияют на состояние АКБ. |
Полезная (используемая) емкость |
80% |
99,9% |
Потеря восстанавливаемой емкости при долгом хранении |
Более ощутимая |
Менее заметная |
Диапазон рабочих температур |
От -20 до +60 °С, но на морозе ниже -10 °С рабочие характеристики временно ухудшаются: проседает напряжение, падает емкость и токоотдача. |
От -30 до +55 °С. |
Ресурс |
500–1000 циклов |
Более 2000 циклов с сохранением 80% начальной емкости. |
Оптимальное использование |
Питание электромоторов мощностью до 750 Вт. Использование в теплое время года или зимой с подогревом. |
Круглогодичное применение, автономное электропитание мощной техники, питание лодочных электромоторов, использование в жестких условиях. |
Уровень безопасности |
Средний – возможно возгорание при перезаряде или разгерметизации. |
Высокий. Не склонны к возгораниям и взрывам ни при каких условиях, даже при грубом повреждении или перезаряде. |
Ранее в блоге Virtustec.ru мы опубликовали статью о том, какие электрохимические процессы протекают в литий-ионных аккумуляторах при их зарядке и разрядке и как они влияют на производительность.