Обслуживание АКБ погрузчиков
В качестве источников питания для самоходных погрузчиков, штабелеров и других видов складской техники используются тяговые аккумуляторные батареи. Они обеспечивают непрерывную автономную работу самоходных машин в течение рабочей смены. Тяговые АКБ для складской техники просты и надежны в эксплуатации, устойчивы к вибрациям, имеют большую емкость и подходят для использования в циклическом режиме разряд-заряд. Особенности обслуживания тяговых аккумуляторных батарей погрузчиков зависят от типа используемой АКБ.
Все батареи делятся на 2 группы – обслуживаемые и необслуживаемые. К обслуживаемым относятся кислотные АКБ, содержащие пластины из свинца и серную кислоту в составе электролита. Остальные батареи – с абсорбированным электролитом (AGM), с электролитом в гелеобразном виде (GEL) и все виды литиевых – в обслуживании не нуждаются. При их использовании достаточно соблюдать правила эксплуатации и своевременно заряжать АКБ перед каждой рабочей сменой.
Правила эксплуатации батарей для погрузчиков
Чтобы аккумуляторная батарея работала долго и эффективно, важно соблюдать правила ее эксплуатации. Они подробно изложены производителем в инструкции, которая прилагается к устройству при его продаже. Правила эксплуатации зависят от типа батареи, но есть общие рекомендации, касающиеся всех тяговых АКБ для складской техники. От пользователей требуется:
- ежедневно заряжать АКБ после ее использования и разряда, применяя подходящее зарядное устройство;
- следить, чтобы процесс зарядки протекал корректно;
- ежемесячно – измерять напряжение в аккумуляторах, контролировать исправность зарядного устройства;
- ежегодно – замерять сопротивление изоляции между корпусом погрузчика и аккумуляторной батареей (его значение должно составлять ≥50 Ом на 1 В номинального напряжения);
- следить, чтобы АКБ не оставалась на долгое время в разряженном состоянии, иначе уменьшается ее емкость, и сокращается рабочий ресурс;
- в процессе работы оборудования – следить за уровнем разряда батареи – кислотные АКБ нельзя разряжать ниже уровня заряда в 20%, гелевые – ниже 40%, иначе ощутимо уменьшается их рабочий ресурс;
- не допускать механического повреждения и деформации АКБ;
- оберегать аккумуляторы от короткого замыкания, переохлаждения, перегрева, попадания прямых солнечных лучей, избыточного заряда, глубокого разряда и воздействия открытого огня;
- не допускать к эксплуатации и отправлять на утилизацию неподлежащие восстановлению АКБ погрузчика – с признаками деформаций, механических повреждений, выпуклостями, вмятинами и другими дефектами.
Обслуживание свинцово-кислотных АКБ
При использовании свинцово-кислотных батарей необходимо выделить отдельное помещение для их зарядки. Это помещение должно иметь хорошую вентиляцию, соответствовать противопожарным требованиям и санитарно-гигиеническим нормам. Обслуживанием кислотных АКБ должен заниматься содержащийся в штате компании специалист – аккумуляторщик. В его обязанности входит:
- ежедневная зарядка АКБ после рабочей смены, проверка уровня электролита и, при необходимости, доливка дистиллированной воды;
- еженедельный осмотр АКБ, поиск видимых дефектов, чистка от загрязнений, выполнение выравнивающего заряда;
- очистка АКБ от электролита, выступающего в ходе зарядки (если его не убирать, на крышках банок формируется токопроводящий слой, и возникают блуждающие токи, повышающие саморазряд АКБ);
- ведение журнала с ежемесячным измерением плотности электролита;
- проверка исправности зарядного устройства;
- ежегодное измерение сопротивления изоляции между корпусом погрузчика (или другой самоходной машины) и батареей.
Электролит заливается в батарею 1 раз – при ее производстве. От качества электролита во многом зависит стабильность и длительность работы АКБ. В ходе подзарядки вода распадается на кислород и водород – происходит зрительное «кипение» электролита, а его уровень в ячейках уменьшается. Для восстановления уровня электролита в ячейки следует доливать дистиллированную воду. Достаточно широкие горловины позволяют легко контролировать уровень заливаемого электролита.
Недопустимо доливать в ячейки простую воду или электролит. В простой воде содержится множество примесей, которые отрицательно сказываются на работе аккумулятора. В случае доливки электролита происходит не увеличение емкости, а коррозия пластин. Некоторые кислотные батареи имеют автоматизированную систему доливки дистиллированной воды.
Эксплуатация Li-ion тяговых АКБ
Несмотря на широкое распространение кислотных АКБ для погрузчиков, достойную конкуренцию им составляют тяговые батареи на основе лития. Они значительно обгоняют свинцово-кислотные батареи по всем параметрам – от срока службы до удобства эксплуатации и простоты обслуживания. Li-ion тяговые батареи, особенно литий-железо-фосфатные АКБ (LiFePO4), имеют:
- большой ресурс – более 2000 циклов у моделей категории LiFePO4, свыше 1000 циклов у остальных литиевых АКБ;
- малый саморазряд;
- широкий диапазон рабочих температур;
- быстрый процесс зарядки – 1,5–2 часа;
- высокую удельную энергоемкость;
- устойчивость к глубоким разрядам;
- высокую токоотдачу.
В особом обслуживании литиевые АКБ не нуждаются. Достаточно своевременно заряжать их и соблюдать правила эксплуатации. Отдельное аккумуляторное помещение для зарядки таких АКБ не требуется. Не нужно содержать в штате и аккумуляторщика, занимающегося обслуживанием АКБ.
После исчерпания рабочего ресурса выполняется замена АКБ на погрузчике. Новая батарея выбирается по модели складской машины или по маркировке и габаритам старой АКБ. Главные рабочие параметры батареи – емкость, номинальное напряжение и размеры. Отработавшие свой ресурс и неподлежащие восстановлению тяговые АКБ погрузчика подлежат утилизации. Если в батарее вышла из строя одна из секций, можно выполнить ее замену и восстановить работоспособность АКБ.
Предыдущая статья нашего блога посвящена принципу работы зарядного устройства для Li-ion.