Какой аккумулятор выбрать для лодки: тип, емкость, масса и остальные значимые критерии.

20.10.2018

В вопросе, какой аккумулятор выбрать для лодки, катера или катамарана, первостепенную роль играют технические характеристики моделей. Лодочные АКБ должны иметь повышенную степень защиты от проникновения влаги – абсолютно герметичный корпус, кроме клапанов для сброса избыточного давления. Корпуса лодочных АКБ производятся из особо прочного пластика, устойчивого к появлению трещин и других нарушений структуры. Модели с повышенной защитой от внешних факторов устойчивы также к температурным перепадам.

Лодочные АКБ безопасны в эксплуатации и не вызывают аварийные ситуации на судне, чем выгодно отличаются от традиционных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. При выборе подходящей модели АКБ нужно учитывать факторы, влияющие на срок ее службы. Прежде всего, нужно рассчитать мощность, потребляемую всеми приборами на судне, и умножить на время их предполагаемой работы (в часах). Емкость АКБ берется с запасом – примерно в 4 раза выше суммарного суточного потребления энергии.

Типы лодочных АКБ

Чтобы выяснить, какой аккумулятор для лодочного мотора лучше, рассмотрим их типы:

  1. Стартерные – используются для быстрого запуска бензинового или дизельного мотора. Они не предназначены для сильных нагрузок, и их заряда не хватает надолго.
  2. Тяговые – отличаются стабильно высокой величиной тока, предназначены для длительной работы и не подвержены окислению. Представляют собой батареи глубокого разряда. Рассчитаны на увеличенное число циклов.
  3. Универсальные – выдают значительный пусковой ток, приспособлены для работы в роли источника питания глубокого разряда.

Какую АКБ для лодки выбрать по химическому составу?

В зависимости от химического состава, лодочные аккумуляторные батареи бывают свинцово-кислотные (WET), созданные по технологии AGM, гелевые (GEL), литий-ионные (Li-ion) и литий-железо-фосфатные (LiFePO4).

Свинцово-кислотные АКБ имеют утолщенные пластины электродов и включенные в состав специальные присадки. Такие АКБ дешевые, но имеют более низкий ресурс и по характеристикам уступают остальным моделям. Сила тока на клеммах снижается пропорционально емкости со временем, и при сильно разряженном состоянии свинцово-кислотная АКБ может выйти из строя.

AGM аккумуляторы – кислотные с абсорбированным в стекловолокно электролитом, необслуживаемые. Имеют увеличенный ресурс, выдерживают около 800 циклов заряд-разряд. Они более устойчивы к смене положения, но боятся глубокой разрядки и хранения в разряженном состоянии.

Гелевые АКБ более приспособлены для использования на лодках. В них благодаря специальным присадкам электролит сгущен до состояния геля. Такие модели выдерживают до 1000 циклов, имеют меньший саморазряд, менее уязвимы перед глубоким разрядом, способны выдавать значительный пусковой ток даже в разряженном состоянии и могут использоваться в холода, не теряя мощность (но при экстремально низких температурах гель замерзает!).

Отличные эксплуатационные характеристики демонстрируют литий-ионные АКБ. Они быстро заряжаются, не нуждаются в обслуживании, имеют компактные размеры, легкий вес и защиту от перезаряда. Дополнительные преимущества Li-ion аккумуляторов – высокая энергоемкость и низкий процент износа (около 10% в год). Единственный их недостаток – высокая стоимость, но она окупается в процессе эксплуатации аккумулятора.

Превосходят их по характеристикам только литий-железо-фосфатные АКБ – LiFePO4. Они имеют высокую производительность, увеличенную плотность энергии, впечатляющий ресурс – более 2000 циклов заряд-разряд. LiFePO4 аккумуляторы быстро заряжаются, разряжаются высоким током без потери емкости и имеют широкий диапазон рабочих температур.

Дополнительные критерии при выборе АКБ для лодки или катамарана

Чтобы определиться, какой аккумулятор для лодочного электромотора лучше подходит для конкретных условий эксплуатации, стоит учесть также:

  1. Напряжение. Бывают модели на 12, 24, 36 и 48 В. Для получения большего вольтажа можно последовательно соединять АКБ с меньшим напряжением.
  2. При выборе емкости – мощность мотора и остальных приборов, установленных на судне. Приблизительное потребление электромотора – 1 А на фунт мощности двигателя. Если мотор имеет мощность (упор) 25 фунтов, АКБ емкостью 50 Ач ему будет достаточно на 2 часа работы на предельной скорости, а на низкой скорости – в разы дольше. Обычно на 45 кг массы судна берется 2 фунта тяги + 10% запас. Аккумулятор подбирается так, чтобы обеспечить 2 часа работы на полной мощности хода.
  3. Вес. Оптимальная масса АКБ – до 20 кг, чтобы она не препятствовала управлению.

Аккумулятор должен быть необслуживаемым, герметичным, с минимальным саморазрядом.

Предлагаем к прочтению еще одну познавательную статью – о том, как проверить состояние тяговой АКБ.

Перейти в раздел аккумуляторов для лодочного электромотора

payment visa payment qiwi payment yandex money payment mastercard payment maestro payment webmoney
Счет для юр. лиц Наличные Терминалы
Все права защищены virtustec.ru 2019 Создание интернет-мазагина:http://shopdev.biz